АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Цели проекта

  • Обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для преобретения (стротельства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов
  • Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год
  • Кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза
  • Создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды
  • Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

«Цель – создание принципиально новой городской среды»

Интервью с руководителем департамента строительства Москвы Рафиком Загрутдиновым

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ  В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Максим Стулов / Ведомости

Несмотря на кризис и логистические сложности, на московских стройках кипит работа. «Ведомости. Город» поговорил с руководителем департамента строительства Москвы Рафиком Загрутдиновым о строительстве новых жилых домов, школ, детсадов и больниц нового поколения, а также о результатах программы реновации.

– Насколько строительная отрасль зависима от импорта и сказываются ли санкции на программе реновации?

– Строительная отрасль по сравнению с другими наименее зависима от импорта. Например, импортное программное обеспечение, которое используется в строительстве на этапе проектирования, можно заменить на очень достойное отечественное. Часть оборудования будем завозить из дружественных стран, у нас уже готовы варианты решений. На 2022 г. мы полностью укомплектованы оборудованием и не выходим за рамки сроков. И по реновации идем четко в графике. С момента старта программы уже построено 2,5 млн кв. м недвижимости, из ветхих домов переселено более 58 000 жителей, в том числе с начала этого года – более 17 000 человек. Система налажена.

– Какие планы по программе реновации в этом году?

– В планах ввести в эксплуатацию 1,2 млн кв. м, это порядка 20 000 квартир. Наши новые дома энергоэффективные, поэтому их эксплуатация жителям обходится дешевле. Этого удалось добиться благодаря новым строительным материалам: в квартирах установлены двухкамерные стеклопакеты, энергоэффективные стеновые материалы (например, утепленные панели, энергосберегающая краска и др. – «Ведомости. Город»), индивидуальные приборы учета воды и тепла, просторные кухни с большими светлыми окнами и др. С точки зрения уюта, комфорта и эксплуатации у жителей улучшаются условия.

Входы в здания, полы, лифтовые холлы на первых этажах сделаны в один уровень с землей – сразу попадаешь в просторный подъезд. Здесь есть место для консьержа, помещение для детских колясок и велосипедов. Лифты оборудованы тревожными кнопками, системами видеонаблюдения. На первых этажах – коммерческие объекты, торговые помещения.

Программа реновации – это не только строительство домов, но и создание принципиально новой городской среды: детских площадок, общественных пространств, школ, детских садов, поликлиник, спортивных объектов, парков, новых дорог.

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ  В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

– Кстати, в прошлом году детский омбудсмен по столице Ольга Ярославская говорила, что нехватка детских садов – острая тема для ряда столичных районов. Как обстоят дела сейчас?

– До 2011 г. были очереди в детские сады, работали двухсменные школы, потому что не хватало мест. Сегодня в целом по Москве уже нет того дефицита, как несколько лет назад. Начиная с 2011 г. в городе построено свыше 450 детских садов и школ. Сейчас строится больше 30 объектов образования. В этом году планируем построить 10 детских садов, три школы и пять учебных корпусов. Это современные объекты с точки зрения архитектурно-планировочных решений.

Например, в детских садах предусмотрена возможность вариативного использования части помещений при помощи раздвижных трансформируемых перегородок. Сколько ребенок спит? Буквально несколько часов, а помещение с кроватками простаивает. А сейчас есть трансформируемая перегородка, кроватки убираются, больше площади детишкам для игр.

ОписаниеПравить

В национальный проект «Жилье и городская среда» входят:

  • обеспечение доступным жильём семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов;
  • увеличение объёма жилищного строительства не менее чем до 120 млн квадратных метров в год;
  • кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза;
  • создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов;
  • обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
  • совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и снижение рисков для них;
  • модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья;
  • снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;
  • обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зелёного фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
  • создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населённых пунктов с учётом индекса качества городской среды;
  • создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.

Задачи проекта

  • Совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных центров и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многовартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечиающим защиту прав граждан и снижение рисков для них
  • Модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установленнх ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья
  • Снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования в сфере жилищного строительства
  • Обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природны объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение
  • Реализация мероприятий, осуществляемых федеральными органами власти и исполнительной власти субъектов РФ, по оказанию гражданам поддержки в улучшении желищных условий, включая обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и молодых семей
  • Развитие среднего профессионального образования в области строительства и городского хозяйства, а также реализация программ по повышению квалификации специалистов в области архитектуры
  • Создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом их качества городской среды
  • Создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством РФ

Ответственные за реализацию проекта

  • Куратор национального проекта:  заместитель председателя Правительства РФ
  • Руководитель национального проекта: министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Нацпроект «Жилье и городская среда» формировался с учетом пожеланий регионов и их градостроительной спефицики. Свои рекомендации в в документ направили 37 российских регионов. Многие из этих пожеланий и замечаний предполагают изменение действующей нормативной базы в сфере жилищного строительства. В частности, при реализации четырех основных направлений нацпроекта (благоустроенная городская среда, комфортное жилье, доступная ипотека, скорейшее расселение аварийного жилищного фонда) предлагается учитывать климатические особенности каждого региона, а также его транспортную доступность, экономическую специализацию, архитектурные традиции и местный ландшафт.

Показатели национального проекта

В результате реализации национального проекта к 2024 году планируется:

Национальный проект предполагает в течение шести лет ежегодный ввод в эксплуатацию более 1,5 миллионов квартир и триста тысяч  индивидуальных домов.

  • Повышение индекса качества городской среды на 30 процентов и сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза
  • Создание действенного механизма расселения граждан из аварийного жилья

Тридцать миллионов российских семей должны переселиться из аварийного в комфортное жилье в течение шести лет реализации национального проекта «Жилье и городская среда». На эти цели будет направлено около одного триллиона рублей. 90% средств поступят из федерального бюджета, остальные – из регионов и деньги из внебюджетных источников. Ежегодно планируется расселять не менее пяти миллионов единиц аварийного жилфонда.

Финансовое обеспечение реализации национального проекта

  • 2018 год – 51484
  • 2019 год – 105280
  • 2020 год – 110230
  • 2021 год – 118340
  • 2022 год – 181650
  • 2023 год – 185570
  • 2024 год – 189980
  • Всего – 891050
  • 2018 год – 71084
  • 2019 год – 129354,5
  • 2020 год – 135888,3
  • 2021 год – 142923
  • 2022 год – 217014,8
  • 2023 год – 222795,8
  • 2024 год – 2289958
  • Всего – 1076962,5

Дополнительное финансирование получат

  • Камчатский край
  • Республика Северная Осетия-Алания
  • Архангельская область
  • Волгоградская область
  • Владимирская область
  • Республика Адыгея
  • Смоленская область
  • Самарская область
  • Новгородская область
  • Республика Алтай
  • Республика Бурятия

Видео о национальном проекте

Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» стала главной темой заседания президиума Госсовета

ВЭФ-2018. «Национальные проекты: что будет сделано на Дальнем Востоке? Жилье и городская среда»

Путин провел встречу с общественностью по вопросам реализации нацпроекта «Жилье и городская среда»

https://youtube.com/watch?v=SYqK5wRi9F0

Федеральные проекты нацпроекта «Жилье и городская среда»

  • Федеральный проект «Ипотека»: нацелен на создание возможностей для приобретения жилья с использованием ипотечного кредита. Предусмотрены мероприятия по переводу рынка ипотеки в электронный формат, а также формирование ликвидного рынка ипотечных ценных бумаг.
  • Федеральный проект «Жилье» направлен на увеличение объема ввода жилья, в том числе путем введения безрисковых для граждан инструментов инвестирования в жилищное строительство, эффективному вовлечению земель, поддержке строительства инфраструктуры в проектах жилищного строительства, а также модернизации строительной отрасли и оптимизации административных процедур.
  • Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды»: предполагает реализацию комплексных проектов развития городской среды для создания достойных условий жизни граждан и конкурентоспособных городов. Проекты будут отбираться на конкурсной основе. Важнейшими критериями их оценки станет влияние на социально-экономическое развитие конкретного города, региона и страны в целом. Принципиальным условием остается максимальное вовлечение граждан в решение вопросов городского развития, в том числе с широким использованием цифровых технологий. Отдельное внимание будет уделено проектам развития городской среды в малых городах и исторических поселениях – ежегодно на конкурсной основе будут отбирать по 80 лучших проектов, реализация которых поможет сохранить самобытность и культуру нашей страны.
  • Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»: предполагает создание постоянно действующего механизма расселения аварийного фонда с точными параметрами признания дома аварийным на базе успешно реализованных программ переселения граждан из аварийного жилья 2013-2017 годов. Планируется сформировать расширенный набор инструментов для реализации программ: выкуп жилья, мена, субсидии на приобретение, развитие застроенных территорий, наёмные дома.

Народный контроль нацпроекта «Жилье и городская среда»

Для контроля за реализацей федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» Общественная палата России создала «горячую линию»

Обратиться можно по телефону: +7 (800) 737-77-66 или оставить сообщение на сайте Общественной палаты России.

Сделать наши города и дворы благоустроенными, безопасными, комфортными для жизни – вот одна из главных задач, обозначенных президентом РФ на ближайшие шесть лет. Участие граждан в обсуждении проектов формирования комфортной городской среды является важнейшим условием. Для того, чтобы собрать информацию, касающуюся реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» в муниципалитетах Российской Федерации, Общественная палата РФ совместно с региональными общественными палатами открыла «горячую линию».

За время действия федеральной программы не менее 60% российский муниципалитетов с населением свыше 1000 человек должны преобразиться, стать благоприятными для жизни. Речь идет о массовом благоустройстве общественных пространств и дворов.

Для решения этой задачи из федерального бюджета ежегодно будет выделяться около 270 миллиардов рублей, дополнительные средства также вложат региональные и местные бюджеты, бизнес. Очень важно, чтобы эти средства были потрачены эффективно и на реализацию тех проектов, которые действительно поддерживают жители.

В Общественной палате России реализацию национального проекта «Жилье и городская среда» курируют комиссия по территориальному развитию и местному самоуправлению и исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль».

  • Власти городов не учитывают мнение граждан при формировании генеральных планов, проектов землепользования и застройки, реализации проектов по благоустройству;
  • Бюджетные деньги тратятся на бессмысленные и ненужные проекты;
  • Качество работ по благоустройству оставляет желать лучшего,

кураторы предлагают обращаться на «горячую линию» Общественной палаты.

Другие национальные проекты

  • Национальный проект «Цифровая экономика»
  • Национальный проект «Экология»
  • Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»
  • Национальный проект «Культура»
  • Национальный проект «Наука»
  • Национальный проект «Образование»
  • Национальный проект «Демография»
  • Национальный проект «Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы»
  • Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
  • Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
  • Национальный проект «Здравоохранение»

Больницы нового уровня

– Что ждет сферу московского здравоохранения в этом году?

– Вы ранее говорили, что изменится инфраструктура инфекционной больницы № 1 на Волоколамском шоссе. Что там планируется?

– Медицинское учреждение станет одним из крупнейших инфекционных стационаров в стране. В клинике оборудуют 546 одноместных мельцеровских боксов (комплекс помещений для проведения лечебно-диагностических мероприятий инфекционным больным. – «Ведомости. Город») с индивидуальным душем и туалетом, многофункциональными кроватями с электроприводом, кнопками вызова медперсонала, вентиляцией и телевизорами. Три корпуса общей площадью более 100 000 кв. м объединят подземными и надземными переходами, чтобы пациенты и врачи могли перемещаться по больнице, не выходя на улицу и не пересекаясь друг с другом. Это важно, потому что здесь будут находиться люди с разными инфекциями.

Кроме того, в этом и следующем году будет достроено пять скоропомощных стационарных комплексов на базе городских больниц.

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ  В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Пресс-служба мэра и правительства города

Бессветофорные дороги

– Еще одна важная для москвичей тема, на которую хотелось бы поговорить, – это дороги. Сколько километров дорог сейчас строится в столице?

– По программе 2022–2024 гг. планируется построить 190 км улично-дорожной сети, в этом году ввести 74,9 км дорог, 20 искусственных сооружений (тоннели, эстакады, мосты и путепроводы) и 12 подземных и надземных пешеходных переходов.

Сейчас главный акцент сделан на развитие хордовых магистралей – Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд и Южной рокады. Протяженность участков Северо-Восточной хорды в строительстве составляет 40 км, Юго-Восточной – 28 км, Южной рокады – около 30 км.

– Как принималось решение об объединении Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд в Московский скоростной диаметр (МСД)?

– Мэр поставил нам задачу обеспечить в городе максимальную протяженность бессветофорного движения и интегрировать с Московской агломерацией (Москва и прилегающие к ней города) и федеральными трассами. Это важно для сокращения времени в пути. Так появилась идея об их объединении. Диаметр улучшит транспортное обслуживание для 48 районов, в которых проживает более 5 млн человек.

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ  В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Вид на строительство участка Северо-Восточной хорды

Участок МСД на юго-востоке столицы соединит между собой такие крупные магистрали, как ш. Энтузиастов, ТТК, Рязанский и Волгоградский проспект, ул. Подольских Курсантов, Липецкую, Дорожную, Симферопольское и Варшавское шоссе и магистраль Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Также улучшит транспортную связь четырех округов Москвы – ВАО, ЮВАО, ЮАО и ЮЗАО.

– На каком этапе находится строительство МСД?

– Строительство завершим к концу 2023 г. На данный момент объект готов на 62%. Строительство разделили на два участка. На северном – от Бусиновской развязки до трассы М12 Москва – Нижний Новгород – Казань (Северо-Восточная хорда) – уже построили 98,6 км дорог. На южном – от ш. Энтузиастов до автомобильной дороги Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе (Юго-Восточная хорда) – работы выполнены на 45%.

Национальный проект «Жильё и городская среда»

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 февраля 2019 года; проверки требуют 43 правки.

РеализацияПравить

Руководитель нацпроекта «Жильё и городская среда» до 2020 года, экс-министр строительства и ЖКХ РФ В. Якушев

Руководитель нацпроекта «Жильё и городская среда» c 2020 года, министр строительства и ЖКХ РФ И. Файзуллин

Индекс качества городской среды

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 декабря 2021 года; проверки требуют 4 правки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.