Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Архитекторы и урбанисты рассказали о главных тендециях, которые эпидемия COVID-19 сформировала в столичной городской среде

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Пандемия COVID-19 изменила все сферы жизни общества. В какой-то момент улицы опустели, как и торговые центры, рестораны и кафе, а большинство людей перешло на удаленную работу и дистанционное обучение. Забота о безопасности открыла дорогу бесконтактной доставке и покупкам онлайн, в столице проявилось множество новых тенденций, изменивших город и его жителей.

Эксперты рассказали о главных трендах, которые сформировались в городской среде Москвы во время пандемии.

О реорганизации ФНС

Уважаемые налогоплательщики Ленинградской области!Управление ФНС России по Ленинградской области информирует, что в связи с реорганизацией территориальных налоговых органов Ленинградской области с  20 сентября 2021 года изменяются реквизиты для заполнения налоговой и бухгалтерской отчетности и платежных документов. Прием и обслуживание налогоплательщиков будет осуществляться по прежним адресам.

Эта запись была размещена в рубрике Информация

В четверг, 16 декабря, депутаты Думы Владивостока на очередном заседании утвердили реорганизацию управления дорог и благоустройства. Отделы, связанные с содержанием общественных пространств, перейдут в ведение управления туризма, инвестиций и городской среды, а у УДиБ останется только содержание дорог. Проект решения внёс глава Владивостока Константин Шестаков в начале декабря, а первоначально поручение поступило от губернатора Олега Кожемяко.

Как отметил на заседании заместитель главы Владивостока Азат Ислаев (он курирует в том числе и туризм), сейчас полномочия распределены не совсем логично – управление туризма в лице подведомственной Дирекции общественных пространств обслуживает парки и скверы, а убирает и озеленяет их управление дорог и благоустройства. Такая ситуация рождает недопонимание и у городских депутатов, и у жителей.

«Изменения разработаны по поручению губернатора. В управление туризма, инвестиций и городской среды будут переданы функции по озеленению, санитарной уборке, ремонту и содержанию малых архитектурных форм и городской мебели. Также в перечне – контроль производства земляных работ и восстановления благоустройства, отлов бродячих собак, содержание городских кладбищ, демонтаж объектов и другие».

В управление туризма перейдут отделы озеленения и благоустройства УДиБ, отдельные специалисты отделов закупок и планового. Также подведомственность сменят два муниципальных предприятия «Дороги Владивостока» и «Некрополь». Как уточнил вице-мэр, в общей сложности в управление туризма, инвестиций и городской среды перейдут 14 человек. А также семь муниципальных ставок МБУ «Некрополь».

За реорганизацию проголосовали 20 депутатов. Фракция КПРФ, которая 16 декабря была представлена семью депутатами, воздержалась.

Напомним, о том, что управлению дорог и благоустройства необходима реорганизация, впервые заговорили осенью 2020 года, когда на центральной площади были установлены гранитные скамейки в кладбищенском стиле. Той закупкой как раз занимался УДиБ. Тогда дело кончилось наказанием курирующего управление дорог и благоустройства вице-мэра Сергея Русских. Его не уволили, но в должности понизили до начальника одного из отделов, который он ранее курировал. Сейчас Русских в мэрии нет.

Управление дорог и благоустройства также было ответственно за вазоны на центральной площади, в которых потом выросли полынь, лебеда и пырей, за горшки с туями, которые не пережили первый зимний месяц, лавочку возле статуи Элеоноры Прей, которой пришлось подыскивать новое место, и многие другие спорные объекты.

Библиографическое описание

Каждый должен иметь право на общедоступные открытые пространства, такие как общегородские площади. Они необходимы для комфортной жизни жителей города. В статье рассматриваются современные методы создания городских площадей. Приводятся примеры современных тенденций в проектировании публичных площадей.

Ключевые слова: городская среда, общественная площадь, структура, функциональное зонирование, градостроительство

Возрастающая общественная активность вынуждает пересмотреть множество ранее существующих тенденций в проектировании мест общественного пользования. К таким местам можно отнести городские публичные площади. Проектирование площадей является важной градостроительной задачей, связанной с вопросами совершенствования транспортно-планировочной структуры города.

Площади возникают в центральной части города или на его периферии, являются наиболее значимыми элементами планировочного каркаса, учувствуют в формировании композиции центров обслуживания и производства. Они характеризуются высоким социокультурным, архитектурно-планировочным, транспортным потенциалом, проявляющимся в высокой емкости и плотности функциональной структуры, интенсивности пешеходных и транспортных потоков.

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Рис. Таймс-сквер в Нью-Йорке, США

Площади большинства городов, как и их планировка, имели стихийный характер развития, явившийся следствием аграризации производственных процессов и раздробленности экономического и политического уровней. Отсутствие организованной системы органов самоуправления привело к беспорядочному перераспределению земельных наделов и случайному характеру связей между ними. По этой причине в настоящее время города сталкиваются с перегруженностью центральной части.

Кроме функциональных элементов общегородского уровня, на площадях реализуются различные формы деятельности — деловая, научная, культурная, просветительная, спортивная, оздоровительная, торговая. На площадях организуются общественные мероприятия, театрализованные праздники, спортивные фестивали, торжества, ярмарки, выставки и т. В результате правильной функциональной и транспортной организации на площадях реализуются принципы удобства, безопасности, экологического, эстетического комфорта.

Площади взависимости от назначения

Основные функции, организуемые вграницах городской площади

1

Главные

Для пешеходных подходов к общественным зданиям и для проведения демонстраций, парадов и народных празднеств, в будничные дни, для организации различных функциональных процессов

2

Перед крупными общественными здания и сооружениями, другими местами массового посещения

Для подъезда пассажирского транспорта и похода посетителей к общественным зданиям и сооружениям

3

Транспортные и предмостные

Для распределения транспортных потоков по примыкающим улицам и дорогам, для размещения и примыканий улиц как в одном, так и в разных уровнях

4

Вокзальные

Для подъезда к зданиям и сооружениям внешнего транспорта, для развязки движения транспорта и пешеходов в одном и разных уровнях

5

Многофункциональных транспортных узлов

Для размещения общественных зданий и сооружений пригородного и городского транспорта и подходов к ним

6

Предзаводские

Для подходов к проходным предприятий, для развязки движения

7

Рыночные

Для организации движения, торговли, размещения остановочных пунктов транспорта

С учетом рассматриваемых в исследовании закономерностей развития площадных пространств предлагаются методические принципы их проектирования, которые в целом помогут улучшить архитектурно-планировочную организацию городской среды.

Городская площадь представляет собой идеализированную форму городской организации. Со временем и в силу обстоятельств Городская площадь превратилась также в более крупные городские пространства, некоторые даже не имеют квадратной формы. Например, более линейная, прямоугольная площадь часто имеет памятник на одном или обоих концах, подчеркивая их важность и подчеркивая линии перспективы. В частности, классическое городское планирование стремилось сформировать более крупные и сложные городские общественные пространства, часто подчеркивая осевые отношения между отдельными площадями и стремясь превратить их в наиболее комплексные городские структуры.

Однако по большей части городские площади и их крупные столичные братья и сестры имеют общие черты, столь неотъемлемо олицетворенные в круге. У них есть геометрия, которая фокусирует значение и подразумевает объединение и чувство общей цели. Договоренность об ограждении и общественной собственности с легкодоступными линиями обзора, наблюдаемыми с многих сторон, усиливает надзор сообщества и подотчетность.

Городская площадь, какой бы ни была ее конечная форма, является структурным проявлением психологических потребностей человека, воплощенных в этом первичном круге, пережитковые остатки которого сохраняются сегодня в устройстве этих ценных городских конструкций.

  • Гейл, Я. Города для людей / Я. Гейл. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 276 с.
  • Масловская, О. В. Современные тенденции создания и преобразования городских площадей / О. В. Масловская // Теория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. — 2015. — № 1(28). — с. 91–95.
  • Ю. В. Круглов, Е. Н. Глухова; Городская площадь: Учебное пособие; Под общ. ред. проф. Ю. В. Круглова. — Пенза: ПГАСА, 2003.-164 с.

Основные термины (генерируются автоматически): городская площадь, городская среда, площадь, городской, здание, Нью-Йорк.

Благоустройство общественных пространств – это не только увеличение привлекательности мест досуга, но и рост экономического потенциала городов

Об авторе: Анастасия Долгорукова, студентка международной магистерской программы «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ.

В феврале 2020 года Всемирный банк представил исследование «The Hidden Wealth of Cities» (Скрытое богатство городов). Доклад предлагает городам раскрывать экономический потенциал за счет инвестиций в общественные пространства. Городские власти часто не уделяют достаточного внимания развитию качественных публичных пространств из-за непродуманного градостроительного планирования, бюджетных ограничений или других первоочередных приоритетов. В результате, эти объекты становятся городским пассивом, который истощает городской бюджет на свое поддержание.

Примеры 20 городов со всего мира, приведенные в публикации, иллюстрируют, как успешные общественные пространства помогают городам укрепить социальную сплоченность; способствуют здоровью и благополучию горожан; поддерживают местную экономику; стимулируют джентрификацию и рост предпринимательства; и привлекают дополнительные инвестиции в городские кварталы.

В 2019 году центр городской экономики КБ Стрелка опубликовал исследование, в котором была проведена оценка валового городского продукта (ВГП) крупнейших российских городов. Вывод этой работы — инвестиционные вложения в повышение качества городской среды связаны с увеличением объема ВГП.

Развитие общественных пространств является одной из успешных политик для экономического благополучия городов.

Благоустройство должно быть экономически целесообразно, так как происходит за счет привлечения инфраструктурных инвестиций. При дефиците денежных средств городские администрации вынуждены полагаться на местный бизнес, частные инициативы и партнерство с муниципальными органами.

Для повышения качества городской среды необходимо искать решения, способные улучшить общественные пространства в условиях ограниченных бюджетов.

Термин «тактический урбанизм» (Tactical Urbanism) подразумевает временные, маломасштабные и малозатратные мероприятия, направленные на улучшение городской среды. Данный подход позволяет без крупных вложений преобразить городскую среду и проверить, как будет работать пространство в новом формате. В случае успеха это позволит сразу получить экономический и общественный эффект и даст повод задуматься о более капитальных решениях.

Преимущество тактического урбанизма — вовлеченность граждан в жизнь города. Подобная инициатива побуждает государственные органы власти и градостроителей налаживать контакт с неравнодушными жителями для совместного решения городских проблем.

Супер-кварталы в Барселоне

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Это проект рассчитан на 503 супер-блока. Для проверки эффективности такого решения власти города воспользовались тактическим урбанизмом и изменили пространство с помощью разметки, уличной мебели, деревьев в кадках и прочих передвигаемых объектов.

Это позволяет попробовать разные решения, перед тем как выбрать наиболее эффективное, и не нести издержки при реализации неудачных вариантов.

Общественное пространство на месте пустыря в Челябинске

Команда Льва Владова, известного как Челябинский урбанист, благоустроила общественное пространство, используя простые и дешевые материалы. С помощью паллет и небезразличных к городской среде людей они превратили пустырь в место рекреации и проведения досуга. Сам проект обошелся челябинским урбанистам в 25 тыс. руб.

Также командой Льва был реализован проект по созданию тротуара вместо парковки на площади перед зданием университета С помощью декоративных камней и клумб удалось организовать комфортный тротуар, практически не сократив количество парковочных мест, так как пространство на площади раньше использовалось неэффективно.

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Сквер-перлога в Твери

Архитектор Никита Маликов договорился с городской администрацией, нашел спонсоров и организовал общественное пространство в историческом центре Твери на набережной Волги. Ему удалось создать сквер-перголу, где отдыхают люди и любой желающий может бесплатно провести свое мероприятие. Общая стоимость проекта составила 1 млн руб.

Качество общественного пространства измеряется не в количестве уложенной плитки или кубометрах залитого бетона. Можно создать пространство из доступных материалов с минимальным вмешательством в природу.

Набережная в Белгороде

Таким путем пошли в Белгороде при реконструкции набережной реки Везёлка. Вместо благоустройства из гранита и бетона, там решили сделать трехкилометровую прогулочную зону площадью 7,5 га за 164 млн руб.

Бюджет кажется внушительным, но для сравнения в Тюмени строительство 916 м гранитной набережной и зоны отдыха площадью 9,8 га стоит 535 млн руб.

Так выглядит набережная Везёлки после реконструкции:

А так выглядит набережная в Тюмени:

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Если городской бюджет не готов тратить деньги на благоустройство, то можно обратить внимание на общественные движения. Часто, чтобы сделать город лучше, достаточно не мешать людям.

Том Сойер Фест

Возможно, и в вашем городе проходит фестиваль «Том Сойер». Это волонтерское некоммерческое сообщество, действующее с 2015 года. Основное направление для них — спасение исторических зданий. Работы ведутся за счет пожертвований и усилий волонтеров, которые помогают в восстановлении исторического облика зданий.

Если в вашем городе есть исторические объекты, которые со временем ветшают и могут быть потеряны навсегда, а на их спасение нет средств — стоит обратиться к фонду «Внимание». Если вы готовы взять на себя работы по спасению исторической вывески, восстановлению исторического облика дверной группы, реставрации мозаичного панно или даже восстановлению целого здания — вы можете привлечь средства через краудфандинг с помощью фонда.

На момент написания статьи фонд успешно собрал средства на 26 проектов и успешно завершил 19 из них. Оставшиеся семь находятся в работе, открыт сбор средств еще на восемь объектов.

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Грустная история «Активации»

«Активация» — группа архитекторов, которая была сформирована в 2011 году в Вологде. В течение года «Активация» смогла реализовать пять общественных пространств для отдыха вологжан. Всю архитектурную работу проводили участники проекта, на строительство объектов было затрачено 2,5 млн руб.

За один год проект смог организовать общественное пространство на набережной, открыть несколько сцен рядом с университетом и драматическим театром для проведения мероприятий и разместить скамейки на центральных улицах города.

К сожалению, все построенные объекты были снесены в 2018 году. Срок службы деревянных сооружений без ухода составляет пять лет. Город не стал следовать рекомендациям по уходу за пространствами, и они обветшали.

Какие еще способы благоустройства есть в условиях ограниченных ресурсов

Fabrication Laboratories или Фаблаб — это небольшие мастерские, оборудованные ручными инструментами, приборами и ЧПУ станками. Они создаются для того, чтобы у каждого человека была возможность прийти в лабораторию и смастерить что-нибудь своими руками. При этом не обязательно придумывать проект с нуля, многие хорошие решения уже выложены в открытый доступ как Open Source проекты. Достаточно найти тот проект, который подходит под нужную цель, и изготовить его. Фаблабы расположены по всему миру, в том числе и в России.

Один из примеров — объединение фаблаб-мейкеров для изготовления бесплатных защитных щитков против COVID-19 для медицинских работников:

Развитие в условиях ограниченных ресурсов возможно. Фаблабы могут стать местом формирования новых специалистов и общественных движений, у которых будут не только желание, но и умение реализовывать проекты в городах. Часто самостоятельное изготовление объектов может быть дешевле, чем покупка. Но большинство подобных проектов требует вовлечения мотивированных и заинтересованных людей. Городским властям необходимо поддерживать инициативы таких движений, чтобы даже с небольшим бюджетом достичь значимых результатов.

Больше информации и новостей о трендах шеринга в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

В настоящее время особое значение для развития города приобретает формирование комфортной городской среды. Необходимость модернизации и благоустройства городского пространства обусловлена множеством причин. Сегодня комфортная городская среда предопределяет темп развития региона. Однако, существует ряд факторов, которые встают на пути формирования комфортного пространства в регионах России. В статье представлены причины, стимулирующие к формированию комфортной городской среды и факторы, препятствующие этому процессу в регионах России.

Ключевые слова: социология города, комфортная городская среда, городское пространство, урбанизация, благоустройство, общественное пространство.

Решение проблемы формирования комфортной городской среды было и остается важнейшей и наиболее приоритетной целью развития общества. Особенно актуальной эта проблема стала с ростом урбанизации. Еще не так давно оптимизация городского пространства заключалась в ослаблении их всестороннего роста, то сегодня приоритет отдается решению проблем социального и экономического характера. Исходя из этого, возрастает необходимость в исследованиях городского пространства. Особенно интересным направлением для изучения является комфортность городской среды, это обусловлено тем, что природные, экономические и социальные особенности города целесообразно изучать на масштабном примере.

Настоящие реалии экономического развития и условия рынка подразумевают конкурентные отношения во всех сферах экономики и общества. Конкуренция возникает и между городами. Сегодня можно наблюдать борьбу городов за инвестиции и туристов, однако, как отмечают эксперты, в ближайшее время объектом соперничества станут жители города. В высокоразвитом городе концентрируются профессиональные кадры, внебюджетные инвестиции, поставщики, ресурсы, информация, развивается туризм, все это положительно сказывается на экономике.

Состояние города и степень его развития зависят от жителей. Творческие, образованные, профессиональные, высококвалифицированные, талантливые люди стремятся жить в благоустроенном пространстве, поэтому важнейшим критерием привлекательности и престижности города является комфортная городская среда. Разработка программ улучшения комфорта городского пространства и их реализация дают возможность выработать наиболее подходящие потребностям населения городской ландшафт и среду, что соответствует главным тенденциям, согласно которым проводится поиск направлений оптимизации среды и хозяйственной деятельности.

Вышеперечисленные факторы препятствуют формированию комфортной городской среды в регионах России и оказывают значительное влияние на ее состояние.

Правительство РФ разработало комплексные меры, нацеленные на осуществление проекта:

  • Обязательным условием является коммуникация с гражданами. Привлечение населения к обсуждению, воплощению и контролю выполнения программ;
  • Пересмотр существующих и принятие новых стандартов улучшения городских территорий;
  • Создание системы оценки качества городского пространства;
  • Подготовка и обучение кадров по направлению «формирование комфортной городской среды» во всех регионах РФ;

Помимо приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в РФ существует проект «Индекс качества городской среды». Проводится конкурс «Лучшая муниципальная практика» (с 2017 года), «Всероссийский конкурс по отбору лучших проектов в сфере создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях» (прошел в 2018 году), а также реализованы программы по комплексной реконструкции и благоустройству ряда крупных городов, таких как Екатеринбург, Йошкар-Ола.

Таким образом, в настоящее время тема комфортной городской среды приобретает все большую актуальность под влиянием процессов урбанизации и глобализации. Комфортное городское пространство привлекает туристов, инвестиции, высококвалифицированные кадры. Существует мнение, что качество городской среды отражает качество жизни.

Однако, во многих городах РФ возникают трудности с организацией комфортного городского пространства. Причинами этих трудностей можно считать ограниченность региональных бюджетов, отсутствие диалога между населением и властью, исторические и культурные особенности. Для выхода из сложившейся ситуации в РФ создан приоритетный федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», направленный на обеспечение комплексного развития современной городской инфраструктуры на основе коммуникаций с горожанами, совершенствовании норм и стандартов, подготовки квалифицированных кадров, оценки качества и распространении успешного опыта.

  • Ганченко Д. Н. Комфортная городская среда: инновация или трансформация термина / Д. Н. Ганченко Ю. А. Тарзанова // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. — 2019. — С. 81–84.
  • Алешина Е. И. Анализ особенностей использования урбанизированной территории Рязани в целях оптимизации характеристик комфортности среды. Дис. канд. геогр. наук. / Алешина Елена Ивановна. — Рязань, 1999. — 155 с.
  • Разомасова Е. А. Комфорт как условие аттрактивности городской среды / Е. А. Разомасова // Идеи и идеалы. — 2018. — № 2 (36). — С. 16–27.
  • Лагодина Е. В. Комфортная городская средп глазами простого горожанина / Е. В. Лагодина // Северо-кавказский психологический вестник. — 2013. — № 2. — С. 9–12.
  • Петрина О. А. Комфортная городская среда: тенденции и проблемы организации / О. А. Петрина, Стадолин М. Е. //Вестник университета. — 2018. — № 6. — С. 34–38.
  • Солдатова Е. С., Созданиекомфортной городской среды — основа будущих городов / Е. С. Солдатова // Форум молодых ученых. — 2018. — № 5. — С. 279–283.
  • Ежегодное послание президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. // Российская газета. − Столичный выпуск № 7 142 (274).

Основные термины (генерируются автоматически): комфортная городская среда, городское пространство, городская среда, исторический центр, регион России, РФ, Формирование, комфортное городское пространство, неэффективное использование, общественное пространство.

На привокзальной площади Южно-Сахалинска летом начнется реконструкция

16:32 7 июня 2022

Реорганизация привокзальной площади и создание на территории современного транспортно-пересадочного узла (ТПУ) — часть масштабной работы по модернизации транспортной инфраструктуры Южно-Сахалинска. В том числе по внедрению в городскую систему общественного транспорта рельсобусов.

Прежде всего модернизация транспортной инфраструктуры направлена на повышение качества перевозок для жителей, уменьшение пробок и внедрение альтернативных видов общественного транспорта. Рельсобусы уже показали свою эффективность и востребованность: минувшей зимой в период снежных циклонов они позволяли быстро и безопасно добраться до города. Особенно рельсобусы востребованы для отдаленных и активно застраивающихся районов города, в их числе Дальнее и Новая Деревня, где проживает более 13 тысяч горожан. Этой осенью планируется увеличение частоты передвижения рельсовых автобусов в четыре раза — с двух до восьми в день. Создание ТПУ на базе вокзала и привокзальной площади позволит сформировать комфортные условия пересадки для пассажиров с одного вида транспорта на другой для дальнейшего движения по городу.

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Для обустройства ТПУ предполагается реконструкция самой привокзальной площади, также будут внесены изменения в организацию дорожного движения на прилегающих улицах. Так, будут обустроены автобусные остановки, павильоны ожидания и накопитель для автобусов. Также появятся навесы, площадки для отдыха, дополнительные пешеходные переходы, туалет, парковочные места, предусмотрено дополнительное освещение и озеленение.

— Главная цель преобразований — это создание современного транспортно-посадочного узла для комфорта пассажиров и гостей города. Кроме того, в процессе ремонта площади решат вопросы с ливневой канализацией. Пешеходные переходы будут исполнены в приподнятом виде для удобства пешеходов, в том числе маломобильных граждан, — рассказал директор Центра развития городской среды Василий Вишневский.

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Также запланирована организация двустороннего движения как по самой площади, так и на участках Коммунистического проспекта и улицы Карла Маркса, где сейчас движение одностороннее.

Кроме того, в настоящее время решается вопрос по организации дополнительных парковочных мест вблизи площади. В частности, речь идет об обустройстве парковки на пустыре возле школы искусств по улице Карла Маркса.

Планируется, что к работам на площади приступят в середине июня. На время реконструкции проезд для транспорта будет сохранен (организован по временной схеме). Временно будет запрещена парковка личного автотранспорта. Для посадки и высадки пассажиров обустроят временные площадки. О начале работ будет заявлено дополнительно, сообщает ИА Сах. ком со ссылкой на администрацию города.

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

В этой статье:

Виды городских арт-объектов

Функции арт-объектов в городской среде

Архитектурные композиции гармонично вписывают искусство в урбанистическую среду. Они украшают общественное пространство, вызывая положительные эмоции у прохожих.

Даже один арт-объект в городе способен преобразить территорию, сформировать её эстетичный облик. А архитектурный ансамбль из нескольких конструкций, оформленных в единой стилистике, формирует комфортную среду для различных групп населения.

Оригинальные конструкции разрабатываются для конкретных территорий, у них разные цели и задачи. Поэтому они сильно различаются размерами, функциональностью тематикой, смысловой нагрузкой.

Условно можно выделить несколько видов.

➮Уличные подиумы. Они предназначены для проведения концертов, выступлений. В остальное время выполняют функцию уличной мебели, где люди могут отдохнуть, посидеть в компании друзей или во время прогулок с детьми. ➮Детские площадки в креативном исполнении. ➮Беседки и навесы. Они укрывают людей от непогоды, яркого солнца, ветра. ➮Парклеты. Так называют небольшие парковые зоны, расположенные на оживлённых улицах, в деловых районах. ➮Уличная мебель. Для комфорта посетителей или прохожих устанавливают скамьи, качели, шезлонги и т. ➮Малые архитектурные формы, которые используют для зонирования или декора.

Каждый из этих элементов архитектуры должен отличаться неповторимым дизайном. Задача архитекторов – создать произведением искусства с дополнительным набором функций.

Оригинальные конструкции выполняют несколько задач в рамках создания комфортной городской среды.

➮Считаются местом притяжения. Они нравятся детям, подросткам, взрослым, поэтому их устанавливают на центральных улицах, набережных в парках, скверах, пешеходных зонах. ➮Становятся символами района, формируют имидж города. Возле них назначают встречи, устраивают фотосессии. ➮Положительно воздействуют на общественную культуру, способствуют поддержанию порядка. ➮Повышают пешеходный трафик. В местах массового сосредоточения людей появляются прибыльные коммерческие объекты, которые являются источником формирования городского бюджета.

Они могут одновременно служить украшением территории, использоваться для развлечений, разделять функциональные зоны. Например, архитекторы Mirror Group интересно оформляют велопарковки, объединяя их с цветниками. Игровые комплексы выполняют роль садово-паркового декора. Перголы, скамейки становятся элементом ландшафтного дизайна.

Создание архитектурного или ландшафтного объекта начинается с разработки концепции. В процессе переговоров обсуждаются цели его установки, подбираются дополнительные возможности.

После обозначения задач проводятся социокультурные исследования. Они позволяют понять ожидания, потребности аудитории. Дизайн базируется на исторической ценности в современной интерпретации.

Идею объединяют с геопластикой, вписывая конструкцию в ландшафтный дизайн. Декоративная подсветка формирует долгоиграющую реакцию при привлечении новых посетителей данного места.

Для производства выбирают прочные экологичные материалы. Архитекторы создают устойчивую конструкцию, которая обеспечит безопасность людей при интенсивных нагрузках.

В составе команды архитектурной компании Mirror Group работают архитекторы, дизайнеры, инженеры и другие специалисты. Вместе мы разрабатываем комплексные проекты благоустройства с территорий с установкой архитектурных композиций.

В портфолио компании инсталляции для парков, скверов, городских площадей, общественных зон с высоким пешеходным трафиком. Наши проекты выгодно подчёркивают дизайн и выбранную стилистику района, привлекают новых посетителей, СМИ.

Оставьте контакты в форме обратной связи. Вам перезвонит архитектор для обсуждения идеи.

Тренд № 1. Цифровизация

Бесконтактность — один из главных трендов в Москве 2021 года. Cтоличные власти и бизнес активно развивают цифровую среду, внедряют инновации в различные сферы, создают электронные сервисы и приложения. «Цифровизация, безусловно, помогла и помогает нам пережить пандемию — это и видеоконференции, и цифровые сервисы по заказу продуктов питания и всевозможных услуг. Все они повысили наше качество жизни, сделали ее комфортнее. Пока этот тренд будет укрепляться. Онлайн-обучение и онлайн-встречи — это хорошо, и это выход при сложившихся условиях, но когда пандемия завершится, возможно, будет противоположный тренд — на очное общение», — рассказала урбанист, директор АНО «Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве» (НИИУРС) Вера Бурцева.

Особое внимание в период карантинных мер привлекала тема этичного и безопасного сбора, передачи и использования данных горожан. «Для того чтобы даже в экстренных ситуациях аналитика информации не вызывала нареканий с точки зрения защиты персональных данных, этики и безопасности, стало необходимо использование IT-систем, разработанных по принципу privacy by design. В таких системах нарушение требований по безопасности невозможно и со стороны пользователей, так как защищено самой организацией системы. Создание таких систем для горожан теперь на повестке IT-разработчиков Москвы», — объяснила вице-президент аналитической компании Habidatum Екатерина Летуновская.

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Тренд № 2. Деурбанизация

Во время карантина люди начали массово покидать города, чтобы иметь возможность гулять по собственному саду, а не только на балконе или вокруг дома. Несмотря на то что жесткий локдаун закончился, многие москвичи так и остались жить за городом.

«Небольшим квартирам в центре горожане начали отдавать предпочтение большим площадям за городом. Произошел бум на быстровозводимые модульные дома. Люди стали выбирать гибкие планировки, отвечающие нуждам каждого члена семьи. Благодаря карантину многие поняли ценность близости к природе и собственной территории», — подчеркнула эксперт дизайн-студии MashMellow Мария Сильвестрова. Она отметила, что это и сформировало новый для Москвы тренд — деурбанизацию.

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Тренд № 3. Комьюнити-пространства

В период пандемии стало очевидно, что городская среда играет важную роль в жизни каждого человека. Придомовая территория стала и местом прогулок, и парком, и спортивной площадкой, но далеко не везде дворы отвечают новым запросам жителей, поэтому возник запрос на качественное благоустройство не только парков, скверов и набережных, но и комьюнити-пространств (с культурной, образовательной, деловой и социальной функцией) в районах города.

Именно эти потребности на основе данных о мобильности и потребительской активности населения выделяла компания Habidatum в совместном с МЦУ исследовании московских районов в 2020 году. «Для формирования стратегий развития локальных общественных пространств в будущем, если опираться на данные этого и предыдущих исследований районов столицы, например индекса спальности и дефицита комьюнити-пространств, основных коммерческих, социальных и культурных функций, можно будет сформировать картину потребностей в каждой локальности», — считает Летуновская. Она уточнила, что эта тенденция в ближайшем будущем вынудит пересмотреть подход к городскому планированию.

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Тренд № 4. Переосмысление ретейла

Пандемия COVID-19 привела к изменению потребительского поведения москвичей. Многое ушло в онлайн, люди стали активно пользоваться сервисами доставки, избегая толп в магазинах и торговых центрах. Сами ТЦ, как и бизнес-центры, в ближайшее время ждет существенная трансформация, считает глава архитектурного бюро A61 Дмитрий Морозов.

«Во время карантина функцию точки притяжения сохранили только районные моллы, а завязанные на автомобильный трафик торговые центры опустели или закрылись. В дальнейшем сохранится тренд на покупки ближе к дому, на востребованность функций торгового центра за пределами покупок — это также общественные пространства, места получения доставок (с учетом роста спроса на e-commerce)», — объяснила вице-президент Habidatum.

Части торговых пространств может потребоваться перепрофилирование, которое должно происходить с учетом доступного локального рынка: выбирая новые функции, теперь необходимо отвечать на вопрос, насколько велик и как организован по интересам спрос в транспортной и пешеходной доступности от ТЦ и какие из запросов потребителей недообслужены средствами e-commerce и существующим предложением услуг и коммерческих пространств, отметила Летуновская. Она подчеркнула, что во время карантина обострилась потребность в качественном ретейле на улицах в пешеходной доступности от мест проживания или работы москвичей, а также наблюдалась неравномерность влияния спада мобильности на развитие торговых сетей.

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Тренд № 5. Экологичность и ЗОЖ

Экологическая повестка, бережное отношение к природе и окружающей среде — еще один новый необходимый аспект современного мегаполиса. Период карантина показал, как может «дышать» Москва, и людям это понравилось, а глобальной целью теперь стало сокращение выбросов отходов и акцент на здоровом образе жизни при формировании новых городских пространств, уточнил глава архитектурного бюро А61. «В период карантина особую важность приобрели качества застройки и локальной среды для поддержания «зеленого образа жизни». Важными аспектами теперь являются инсоляция, наличие балконов, наличие зелени в непосредственном доступе у дома или видимой из окна», — пояснила Летуновская.

Из-за пандемии у жителей столицы возникла потребность в большем числе зеленых насаждений вокруг дома, считает урбанист, директор (НИИУРС) Вера Бурцева. «Когда ты ограничен и в пейзаже за окном, и в маршрутах по району, хочется получить максимум от каждого пребывания на свежем воздухе. До пандемии большинство горожан не обращали внимания на количество деревьев и клумб, так как находились в вечной спешке и лишь ночевали дома», — объяснила эксперт.

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Тренд № 6. Новые маршруты

Для безопасности здоровья москвичей стало необходимым переосмысление всей городской среды. Возросла потребность в прокладке новых маршрутов, перераспределении потоков граждан, формировании условий, при которых разные возрастные группы могут перемещаться и взаимодействовать с минимальными рисками заражения, отметил Морозов. По его словам, это уже новая реальность и тренд только укрепится в будущем.

«В работе с Москвой, городами Украины и Казахстана в период карантина мы участвовали в разработке вело- и пешеходных стратегий (на основе данных метрик Bicycle Comfort Index, Walking Comfort Index) и увидели воочию, как меняются транспортные стереотипы горожан. Есть основания полагать, что бесповоротно. При выборе новых маршрутов учитывались не только функциональное наполнение и озелененность направления, но и транспортная безопасность — это важно при увеличении спроса на средства альтернативной мобильности, которая должна бесконфликтно и безопасно сочетаться с существующим в городе транспортом», — уточнила Летуновская.

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Тренд № 7. Город шаговой доступности

Пандемия показала, насколько важно создавать локальное разнообразие городских сервисов и услуг, что сформировало седьмой важный тренд — «город в шаговой доступности». «Концепция 15-минутного города предлагает людям воспользоваться городскими возможностями, перемещаясь пешком, на велосипедах или другим непубличным и автотранспортом. Эта концепция усиливает роль локальных центров и снижает традиционное различие между периферией и центром, что неизбежно скажется на архитектуре так называемых спальных районов. Если такая концепция найдет активное применение, в ближайшие несколько лет мы увидим очень интересные и любопытные изменения», — рассказал директор по дизайну компании Habidatum Эдуард Хайман.

Эпидемия выявила явную необходимость в развитой инфраструктуре вокруг дома. «Если в центре города хорошие кафе есть на каждом углу, то стоит выехать хотя бы за Третье кольцо — и найти качественное заведение с приличным интерьером и вкусным меню становится сложно. Конечно, кафе вроде бы место не первой необходимости, но это то место, которое позволяет легко сменить обстановку и «перезагрузиться», что необходимо для психологического комфорта и равновесия горожан», — подчеркнула директор НИИУРС. Она уточнила, что необходимость в развитой инфраструктуре вокруг дома — новая тенденция, которую должны будут учитывать при городском планировании.

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *