Актуализация подходов к комплексному развитию городов

Доля городского населения в мире по отношению к сельскому растёт из года в год – за последние 100 лет она возросла с 13 до 55%. Таким образом, можно заявить, что бОльшая часть населения Земли живет в городах. Сегодня города являются центрами интеллектуальной деятельности, торговли, культуры, науки, производительного труда и социального развития. Именно в городах происходит экономическая и социальная эволюция человека.

Однако при все большей урбанизации планеты возникает ряд проблем, к которым относятся перенаселённость, социальное неравенство, нищета, нехватка адекватного жилья, деградация инфраструктуры, а также нерациональное расходование энергоресурсов и скопление бытовых отходов. Планирование развития городов непосредственно влияет на качество жизни людей. Как следствие неэффективно спланированной урбанизации – огромные трущобы, запутанные улицы, увеличивающиеся выбросы парниковых газов и расползающиеся вширь пригороды, которые можно увидеть во всем мире. Поскольку жизнь города подчиняется единому механизму, в конечном счете все эти проблемы затронут каждого человека.

Устойчивое будущее, которого мы хотим для всех, предполагает наличие инфраструктуры городов, предусмотренной для всех слоёв населения, адекватного энергоснабжения, эффективной транспортной системы и многих других аспектов урбанизации. При этом крайне важно повышение жизнестойкости и безопасности городов для того, чтобы избежать человеческих, социальных и экономических потерь.

Несмотря на внешнеполитический кризис, принципы корпоративной социальной ответственности (КСО) остаются главными векторами развития современного российского бизнеса. Забота о сотрудниках, экологические проекты, создание комфортной городской среды — приоритеты нижегородских компаний в русле федеральных тенденций. Успешные региональные кейсы КСО — в партнерском проекте «Ъ-Приволжье».

Основоположником теории КСО считается профессор Иллинойского университета США Говард Боуэн. В 1953 году он опубликовал монографию «Социальная ответственность бизнесмена», в которой определил корпоративную социальную ответственность как «обязательства бизнесменов проводить такую политику, чтобы ее выполнение было направлено на деятельность, желательную с точки зрения целей и ценностей всего общества».

Сегодня ключевые принципы КСО принято включать в концепцию устойчивого развития компаний — сбалансированного развития одновременно в трех аспектах: экологическом, социальном и корпоративном (ESG — Environmental, Social, Governance).

Большинство ESG-принципов базируется на международных документах Евросоюза и США, и в связи с этим можно было бы предположить, что на фоне российско-украинского кризиса и его последствий ESG-повестка утратит актуальность в России. Однако принципы устойчивого развития продолжают активно обсуждаться: в конце марта состоялась соответствующая сессия профильных структур РСПП, а через месяц президент Владимир Путин поручил правительству проработать критерии проектов, соответствующих ESG-принципам.

Авторы апрельского доклада НИУ ВШЭ «ESG: три буквы, которые меняют мир» также считают, что «предложения “тушить свет” и “выходить” из ESG-повестки (в том числе из ложно понимаемых патриотических устремлений) не имеют сколько-нибудь значимых оснований»: «Ведь для России следование ESG-повестке определялось и будет определяться рядом мотивов, а именно 1) собственными ценностями и интересами собственного развития, 2) интересами международной экономической кооперации и 3) политическими мотивами.

Новая ситуация частично меняет соотношения мотивов, но не устраняет их. Первый мотив — ценности и интересы собственного развития для России при всех обстоятельствах остается главным, это означает, что ESG-повестка не потеряет своей актуальности для нашей страны. Сохраняются и другие мотивы, поскольку у России есть разные экономические и политические партнеры».

Без решения проблем городов устойчивое развитие невозможно

В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке прошла встреча высокого уровня в рамках Генеральной Ассамблеи с целью оценить прогресс в реализации «Новой городской повестки». Повестка была принята на конференции ООН Хабитат в Эквадоре шесть лет назад. Государства-члены ООН подвели итоги и наметили, как активизировать реализацию «повестки» и использовать ее для достижения целей 2030 года и соблюдения Парижского соглашения. Встреча высокого уровня была ориентирована на конкретные действия. Государства-члены ООН, местные и региональные органы власти, а также другие участники «Новой городской повестки» используют эту платформу для отчета о программных инициативах, в которых они участвуют, а также для предложения конкретных обязательств на следующие два года. Встреча высокого уровня посвящена пяти ключевым областям деятельности: восстановление после COVID-19 и социальная защита; борьба с растущим неравенством с помощью доступного жилья и доступа к базовым услугам; стимулирование устойчивой экономики городов и предсказуемое финансирование; предотвращение загрязнения окружающей среды в результате урбанизации; продвижение подходов к городскому планированию на основе широкого участия; достижение Целей устойчивого развития. Открывая встречу, первый заместитель Генерального секретаря ООН Амина Мохаммед отметила, что «Новая городская повестка стала признанием того, что без решения проблем и возможностей городов устойчивое развитие невозможно». Урбанизация является определяющей чертой XXI века и мощным инструментом устойчивого развития, если ее процессы хорошо спланированы. Уже сейчас более 50 процентов населения мира проживает в городах. К 2050 году этот показатель возрастет почти до 70 процентов. «Новая городская повестка остается недооцененной концепцией. Тем не менее – на сегодняшний день это лучший инструмент для управления всеми рисками и возможностями городов, такими как рост населения, экологическая устойчивость, социальные услуги и равенство», – добавила Амина Мохаммед. Председатель 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Абдулла Шахид подчеркнул, что «города всегда были и остаются центрами творчества, научных исследований, экономического роста и инноваций, но в то же время они являются источником сложных проблем, связанных с ростом населения, экологической неустойчивостью, доступом к социальным услугам и неравенством». Улучшение качества окружающей среды в городах требует решения проблем нехватки воды и санитарии; устойчивого транспорта, устойчивого производства и потребления, энергоэффективности, управления отходами и др. Устойчивая урбанизация может стимулировать изменения по целому ряду взаимосвязанных вопросов, включая искоренение бедности, борьбу с изменением климата, миграцию, деградацию земель, экономическое процветание и создание миролюбивого общества. Посол Коллен Виксен Келапиле, Председатель ЭКОСОС, отметил, что «жилье становится недоступным для многих; трущобы продолжают расти во всем мире; растет число бездомных, а городское планирование и развитие часто помогают только тем, кто уже хорошо обеспечен». Он настоятельно рекомендовал государствам-членам позиционировать жилье «прежде всего как право человека».

Описание

Города являются центрами идей, торговли, культуры, науки, производительности, социального, человеческого и экономического развития. Городское планирование, транспортные системы, водоснабжение, санитария, обращение с отходами, снижение риска бедствий, доступ к информации, образование и наращивание потенциала — все эти вопросы имеют отношение к устойчивому городскому развитию.

В 2008 году впервые в истории численность городского населения в мире превысила численность сельского населения. Это ознаменовало наступление нового «городского тысячелетия», и ожидается, что к 2050 году в городах будет жить две трети мирового населения. С учетом того, что более половины человечества живет в городах и число городских жителей ежегодно увеличивается почти на 73 миллиона человек, по имеющимся оценкам, городские районы обеспечивают 70 процентов мирового валового внутреннего продукта, тем самым создавая условия для экономического роста и процветания многих людей.

Ввиду важности этой темы для глобальных усилий в области развития в последнее время по всему миру появляются движения, пропагандирующие рассмотрение вопросов устойчивого развития с точки зрения городов. В результате в Повестку дня на период до 2030 года была включена отдельная цель по городам и городскому развитию — цель 11 в области устойчивого развития, которая состоит в «обеспечении открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов». Также признается сквозной характер касающихся городов вопросов, которые оказывают влияние на ряд других целей в области устойчивого развития, включая ЦУР 1, 6, 7, 8, 9, 12, 15 и 17. Дополнительная Новая программа развития городов, принятая ООН-Хабитат в качестве итогового документа Конференции Хабитат-III в 2016 году, содержит предусмотренные для национального и местного уровней руководящие принципы роста и развития городов на период до 2036 года.

До принятия Повестки дня на период до 2030 года в задаче 11, предусмотренной в рамках цели 7 в области развития, сформулированной в Декларации тысячелетия, содержался призыв добиться к 2020 году «существенного улучшения жизни как минимум 100 миллионов обитателей трущоб».

Устойчивое развитие населенных пунктов также обсуждалось на второй и третьей сессиях Комиссии по устойчивому развитию. Содействию устойчивому развитию населенных пунктов посвящена глава 7 Повестки дня на XXI век, в которой содержится призыв к: 1) обеспечению надлежащего жилья для всех; 2) совершенствованию управления населенными пунктами; 3) содействию планированию и управлению в целях устойчивого землепользования; 4) содействию созданию комплексной инфраструктуры охраны окружающей среды: водоснабжения, санитарии, канализации и обработки и удаления твердых отходов; 5) содействию созданию надежных энергетических и транспортных систем в населенных пунктах; 6) содействию планированию населенных пунктов и управлению ими в районах, подверженных стихийным бедствиям; 7) содействию устойчивому функционированию строительного сектора; и 8) содействию развитию людских ресурсов и созданию потенциала для развития населенных пунктов.

В пункте 89 Повестки дня на период до 2030 года к основным группам и другим заинтересованным сторонам, включая местные органы власти, обращается призыв представлять доклады об их вкладе в осуществление Повестки дня. Местные и региональные органы власти обладают богатым ценным опытом «локализации» Повестки дня на период до 2030 года, обеспечивая лидерство при мобилизации широкого круга заинтересованных сторон, содействии осуществлению процессов, основанных на принципе «снизу вверх», и всеохватных процессов и формировании многосторонних партнерств.

Более подробную информацию и документы по этой теме см. здесь.

Проблематика устойчивого развития

Исследователи во всём сегодня говорят о проблематике устойчивого развития, а также о внедрении его принципов в градостроительный сектор.

Научая работа “Роль градостроительного планирования в обеспечении устойчивого развития города” играет огромную роль в данной сфере, а её авторы говорят о пяти измерениях устойчивого развития, которые необходимо принимать во внимание при разработке стратегий развития городов. Данные измерения следующие:

  • Экономическое измерение.
  • Социальное измерение.
  • Экологическое измерение.
  • Пространственное измерение.
  • Культурное измерение.

Экономическое измерение представляет собой достижение положительных эффектов от размещения ресурсов и качественного городского управления, что позволяет обеспечить приток инвестиций частного и государственного типа.

Социальное измерение является процессом содействия развитию человека через обеспечение справедливого распределения активов, в том числе доходов с целью сокращения разрыва между богатыми и бедными слоями населения.

Экологическое измерение в отношении устойчивого развития реализуется через ограничения потребления энергетических ресурсов; уменьшение загрязнения окружающего мира; максимально возможная переработка отходов всех видов; внедрение экономического подхода в процесс использования природных ресурсов; разработка энергосберегающих технологий; совершенствование законодательной системы по защите окружающей среды.

Пространственное измерение выражается главным образом в достижении более сбалансированного развития городов и сельской местности. Это касается в первую очередь процесса перераспределения земель, минимизации негативного воздействия от миграции населения, разрастания окраин городов в ущерб сельскохозяйственной деятельности.

Культурное измерение выражается в поиске новых путей культурного обновления в отношении становления моделей плодотворного городского развития.

Авторами работы выражается предостережение для тех, кто является ответственным за планирование развития современных городов. Они указывают на то, что город представляет собой сложную систему, которая по мере своего разрастания, способна достигнуть порога, после которого развитие может стать непредсказуемым и может стать причиной деградации во всех системах. Учитывая все пять измерений важно, хотя ы потому, что именно они представляют собой тот минимум, который должен присутствовать в деятельности городского управления, органов, которые несут ответственность за градостроительное планирование.

Диксон в работе “Устойчивое развитие городов до 2050 г. : сложные трансформации в среде городов” выдвинул ещё один подход к решению проблем устойчивого развития городов. Он говорил, что на сегодняшний день примерно половина мирового населения, а если в цифрах, то 3,5 млрд. чел. живёт в городах, но по его прогнозу к 2050 г. эта цифра составит 84%, что в абсолютном выражении будет равна примерно 6,3 млрд. чел.

Это говорит о том, что к 2050 г. население городов составит столько же, сколько составляло население всей планеты в 2004 г.

Примечательно, что практически весь рост городского населения до 2050 г. будет концентрироваться в наименее развитых зонах городов. Ожидается, что количество мегаполисов увеличится с 21 до 29, однако в них будет проживать всего лишь 10% городского населения. ЯВЯ основном сила роста будет приходится на малые города, население которых менее 500 тыс. чел.

Логично предположить, что такие глобальные изменения принесут большие выгоды, к примеру, то, что большая часть населения планеты получит доступ к развитой инфраструктуре. Однако, не стоит забывать о том, что системы управления и градостроительного планирования большинства городов могут сильно пострадать из-за своей неготовности к таким метаморфозам, что может отрицательно сказаться на процессе устойчивого развития. Важно понимать, что с такого рода проблемами могут столкнуться не только мегаполисы, но и любые города, где отмечается высокий прирост населения, что порождает высокий спрос на инфраструктуру и услуги.

Геворкян М. 1, Гношева К. 1, Красильщик Е

1ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия» Караваево, Костромская область, Россия.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

«Устойчивость» – это один из вариантов перевода английского слова «sustainability» (от гл. to sustain). Оно имеет фундаментальное значение. И в природе, и в активной человеческой деятельности сколько-нибудь длительно могут быть использованы лишь устойчивые явления и процессы. Неустойчивые движения могут наблюдаться только непродолжительное время. Таким образом, понятие устойчивости оказывается тесно связанным с понятием осуществимости, реализуемости.

Устойчивость является одной из важных характеристик современной архитектуры и чаще всего это обозначает экологичность возводимых зданий и минимизацию потребления энергии.

Есаулов Г. (доктор архитектуры, профессор, академик РААСН, заслуженный архитектор России) выделяет следующие принципы формирования устойчивой архитектуры:

• гармонизация социальных, экономических, экологических, территориально-пространственных факторов развития поселений;

• выявление оптимального сочетания стабильного и изменяемого в программе проектирования объектов;

• природосообразность и биомиметика;

• адаптивность к вызовам и рискам природно-климатического и техногенного характера;

Именно с понятием «устойчивое развитие» связаны в последние 20 лет большинство позитивных преобразований в городах по всему миру. Эко-эффективный город (иначе «устойчивый город» – sustainable city) развивается согласно принципам устойчивого развития. Конечная цель создания sustainable city – появление города с нулевым потреблением невозобновляемых ресурсов и энергии, с нулевыми эмиссиями в окружающую среду – неосуществима и утопична, но задает городам общий вектор развития. Качество, интенсивность и скорость преобразований служат критериями успешности sustainable city.

Каждый город индивидуален, обладает присущим ему набором экологических проблем и находится на определенной стартовой позиции на пути к устойчивому развитию. Поэтому считается некорректным устанавливать единые требования эко-эффективности к городам и навязывать на этом пути типовые решения. Однако, если руководство объективно оценивает сложившуюся экологическую обстановку и реализует адекватную экологическую политику, то есть если город управляется в соответствии с международными требованиями к системам экологического менеджмента, изложенным в стандарте ISO 14001, он может считаться эко-эффективным.

Важно понимать, что ресурсов города никогда не хватит на решение всех накопившихся за десятилетия экологических и инфраструктурных проблем, поэтому необходим выбор приоритетных направлений для концентрации финансовых и административных ресурсов, направленных на преодоление наиболее насущных проблем.

  • Калгари (Канада). Принял в 2006 году план устойчивого развития на 100 лет вперед. В 2010 году признан самым экологичным мегаполисом планеты (по версии рейтинга качества жизни агентства Mercer) за оптимальную систему обращения с отходами, очистки сточных вод в сочетании с низким загрязнением воздуха.
  • Даллас (США). Принял и успешно реализует амбициозный комплексный план экологических инициатив. Сегодня 41% автопарка работают на альтернативном топливе, 40% электроэнергии производится ветряками, проекты всех новых зданий отвечают требованиям LEED, экологические стандарты успешно внедрены в систему госзакупок.

Можно назвать еще массу подобных примеров в ряде других городов и стран.

Таким образом, международный опыт показывает, что для выбора приоритетов необходима разработка, обоснование и общественное обсуждение долгосрочного стратегического плана по переходу города к устойчивому развитию.

  • Mitchell Joachim, “The Art of Cities,” City Vision, Francesco Lipari, Federico Giacomarra (ed.), issue #7, autumn/winter, pp. 64-71. 2012.
  • Есаулов Г. В. Устойчивая архитектура: от принципов к стратегии развития // Вестник ТГАСУ. 2014. № 6. С. 9–14

Городское развитие

Вторая половина ХХ века стала знаковой для сферы городского развития, в особенности после того, как свет увидел доклад Римского клуба “Пределы роста” в 1972 г. В нём достаточно подробно были описаны проблемы и обеспокоенность тем, как человечество использует ресурсы с целью экономического роста. В этой связи всё чаще исследователи и научные работники стали особое внимание уделять понятию “устойчивое развитие”, обратив внимание общественности на данный вопрос, в том числе государственных органов, органов управления наднациональных организаций и пр.

Эволюция концепции устойчивого развития

Принято считать, что системное внедрение понятия устойчивого развития началось м Конференции ООН в 1972 г. , которая касалась проблем окружающей среды. Там и были выработаны принципы сохранения окружающей среды, которые основывались на заботе о будущих поколениях. Именно с того момента стали уделять особое внимание политике развития стран третьего мира, для которых перспективы экономического роста и естественное стремление к улучшению качества жизни людей с низким доходом могли стать губительными в плане нерационального экстенсивного использования природных ресурсов, а в некоторых случаях даже к уничтожению целых экосистем.

Следующим витком развития можно считать принятие в 1980 г. в рамках программы защиты окружающей среды ООН Всемирной стратегии сохранения (World Conservation Strategy). Её ключевые цели состояли в следующем:

  • Обеспечение развития через регулярное применение экосистем и природных ресурсов.
  • Охрана биологического разнообразия в ходе достижения правительствами задач, которые связаны с повышением благосостояния людей.

Основная цель данной стратегии такова: невозможно обеспечить качество жизни без защиты и воспроизводства используемых экосистем.

Далее среди значимых событий стоит опубликованные в 1987 г. результаты выборов комиссии по защите окружающей среды и развитию (World Commission Environment and Development), который был представлен отчётом “Наше общее будущее”. Его текст по факту провозглашал принцип устойчивого развития. Который звучал следующим образом: “Ответственность ныне живущего поколения перед будущими, в то числе и то, что развитие подразумевает экономический рост наравне с социокультурным развитием”.

Несмотря на то, что в русском языке данный термин официально признан, перевод с английского sustainable development только как устойчивое развитие не отражает в полной мере всей многогранности этого понятия.

Надо отметить, что в русском языке “устойчивый” означает прежде всего “стабильный или непрерывный”. Тем не менее, понятие устойчивого развития является собой термин, который базируется на сути учёта интересов будущих поколений, иными словами, развитие, которое априори имеет сбалансированный вид, поддерживающий эффект, который способствует воспроизводству природных и других систем, использующихся в процессе человеческой деятельности.

Устойчивое развитие и общественная, экономическая и экологическая системы

Суть устойчивого развития заключается в гармонии трёх систем: общественной, экономической и экологической. Согласно классическому экономическому подходу, деятельность человека представляет собой удовлетворение потребностей в условиях наличия ограниченных ресурсов, одновременно с тем человек в процессе удовлетворения потребностей действует разумно и соблюдает все ограничения. Впрочем, реальность не всегда совпадает с теорией и истории известны случаи, когда удовлетворение текущих потребностей стало полезным только тем, кто пользуется его плодами в настоящее время, тем самым привело к исчерпанию данного ресурса для следующих поколений. Со временем люди стали осознавать, что только экономический принцип не должен становится основой развития, он должен находится в балансе с социальными и экологическими показателями.

В этой связи принцип устойчивого развития стал проникать в самые различные сферы деятельности человека: использование источников энергообеспечения и продовольствия, строительство промышленных и других объектов, а также вопросы энергосбережения и пр.

В градостроительной деятельности, которая основывается на удовлетворении потребностей людей в комфортной городской среде, очень важно соблюдать данный принцип. Здесь имеется в виду использование ресурсов в ходе освоения городских земель, а также строительство объектов городской инфраструктуры, что прямым влиянием может навредить будущим поколениям. В этой связи в земельное и градостроительное законодательство постепенно внедряется принцип устойчивого развития. Не является исключением в этом процессе и Градостроительный кодекс РФ. В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ говорится: “Устойчивое развитие территорий – это обеспечение при реализации градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, предотвращение негативного влияния хозяйственной и другой деятельности на окружающий мир, а также обеспечение охраны и адекватного применения природных ресурсов, учитывая интересы будущих поколений”.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ выделяются основные принципы градостроительной деятельности, они заключаются в следующем:

  • Основой территориального планирования, градостроительного зонирования и планирования территорий является обеспечение комплексного устойчивого развития.
  • Осуществление градостроительной деятельности происходит посредством обеспечения сбалансированного учёта экологических, экономических, социальных и других факторов.

Общее понятие комфортной городской среды

С понятием комфортной городской среды связаны многие аспекты городской жизни и развития человеческого капитала. Кроме того, здесь имеет место быть упомянутым понятие устойчивого развития, которое имеет отношение к современному городу. Изучение данного материала поможет овладеть способами определения и комментирования основных критериев и факторов формирования комфортной городской среды. Данная статья поможет освоить параметры обоснования ключевых факторов, которые могут обеспечить привлекательность общественных городских пространств для удовлетворения различных потребностей человека.

Освоение принципов городского развития современного города позволит понять навыки оценки критериев уровня комфортности городской среды, а также навыки оценки экономических, социальных и экологических критериев устойчивого городского развития и навыки критического анализа стратегий развития городов и регионов в отношении положений, которые сконцентрированы на становлении комфортной городской среды и соблюдении принципов устойчивого развития.

Формирование комфортной городской среды

У функционально градостроительной деятельности всего две цели, они заключаются в следующем:

  • Эффективное использование городских земель.
  • Обеспечение городов объектами инфраструктуры.

Достигнув эти цели можно обеспечить более высокий уровень качества жизни населения, для которого ключевой показатель – комфортная городская среда. Данная цель целиком сконцентрирована на удовлетворении потребностей человека, иначе говоря, её суть заключается в экономической составляющей.

Среди авторов научных источников, которые посвящены теме комфортной городской среды, бытует следующее мнение: “Общественные пространства города зачастую рассматриваются как отражение социального статуса сообществ. Кроме этого, надо отметить, что сами по себе они могут снижать социальную напряжённость и оказывают серьёзное воздействие на качество жизни людей.

В ХХ в. комфорт и градостроительное проектирование тесно переплетаются между собой, а для исследователей появляется новое направление по причине того, что проектирование, ориентированное на комфорт, определяет качество жизни”.

Комфорт в традиционном представлении являет собой набор удобств, уют, некое состояние человека, которое позволяет ему испытывать состояние удовлетворения. В экономической позиции комфорт представляет собой состояние равновесия, в котором потребности и ресурсы, имеющиеся в распоряжении человека, находятся в полном балансе.

Множество исследователей погружалось в вопрос изучения понятия комфорта и приходили к выводу, что комфорт имеет всеобъемлющий характер и многогранный вид. Более того, признавая разнообразие типов комфорта и бесконечность разновидностей состояния человека, при котором человек находится в ощущении комфорта, можно сделать вывод о том, что комфорт – это состояние индивидуальное.

Экономист. Преподаватель экономической теории

Резюме

ESG-повестка, ставшая наиболее ярким трендом 2021 года, в текущем году претерпевает существенную трансформацию из-за изменившихся макроэкономических и геополитических условий. Сложившаяся непростая ситуация не снижает актуальности темы – она лишь раскрывает новые грани устойчивого развития, меняя акценты.

Несмотря на произошедшие изменения, российские города продолжают вовлекаться в ESG-повестку. Однако уровень ESG-зрелости по стране неравномерен: однозначно сказать, в каком из федеральных округов наиболее или наименее устойчиво развиты города, затруднительно. Города с наивысшим уровнем ESG-оценки распределены по всем федеральным округам, кроме Северо-Западного. При этом в СЗФО присутствует ряд городов с очень высоким уровнем ESG-оценки.

60% городов с наивысшей оценкой являются административными центрами промышленных регионов страны. Чемпионы ESG-оценки характеризуются, в основном, сильными социальными аспектами. Ахиллесовой пятой для многих городов стала экологическая часть. Единственный город, в котором все три компонента ESG находятся на высоком уровне, – Ханты-Мансийск. Есть и такие города, у которых все три компонента находятся на низком уровне – Астрахань, Барнаул, Биробиджан, Курган, Махачкала, Нарьян-Мар.

В целом в вопросах ESG-повестки российским городам есть куда расти. Адаптироваться к новым экономическим условиям будет проще тем, кто интегрирует ESG-принципы в развитие города для повышения эффективности работы.

Методика расчетов

Проведенная «Эксперт РА» ESG-оценка городов – административных центров регионов России основывалась на расчете 22 показателей, которые были распределены по трем компонентам: экологический (Environmental), социальный (Social) и показатель качества управления (Governance). Каждый компонент в итоговой оценке имел свой вес. Наибольший пришелся на социальную составляющую, экологическая составляющая и качество управления имели веса ниже. Расчет каждого интегрального показателя был основан на применении сравнительного анализа. Для расчетов применялись актуальные годовые статистические данные Федеральной службы государственной статистики, ЕМИСС, веб-сайта citylifeindex. По итогам интегральной оценки города были отнесены к четырем уровням ESG: наивысший, очень высокий, высокий, приемлемый. Отнесение городов к тому или иному уровню ESG-развития условно. В ближайшее время будет опубликована методология присвоения городам рейтингов ESG, на основании которой рейтинг ESG будет представлять собой мнение агентства о том, в какой степени процесс принятия ключевых решений в городе ориентирован на устойчивое развитие в экологической, социальной сферах.

Тесная связка всех трех компонентов

Выбор конкретного пути развития в каждом направлении (экология, общество, управление), с учетом специфики города, глобальное понимание выгоды от ESG-трансформации дают позитивный результат: гражданам хочется в таком городе жить и работать, растить детей, развиваться, предпринимателям – расширять и укреплять свой бизнес. При выборе места жительства наряду с наличием стабильной работы и конкурентной зарплаты на первом месте стоят вопросы качества здравоохранения, образования, комфортности городской среды, экологической ситуации в городе. Кроме того, ответственное отношение к экологии, социальной сфере, решение управленческих задач на качественном уровне позволят быстрее и лучше трансформироваться в текущих условиях.

Результаты ESG-оценки городов показали, что лидерские позиции в области устойчивого развития занимают города с сильной экологической составляющей: она поддерживается невысокими объемами выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, невысоким комплексным индексом загрязнения атмосферы, а также высокими показателями озелененности и расходов на охрану окружающей среды. Социальная составляющая и качество управления в данных городах также находятся на высоком уровне. Это объясняется взаимосвязанностью процессов: высокое качество управления априори характеризуется вниманием как к социальным, так и экологическим проблемам.

В топ-15 по устойчивому развитию вошли: Белгород, Волгоград, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Ижевск, Кемерово, Красногорск, Краснодар, Симферополь, Ставрополь, Тамбов, Тула, Ханты-Мансийск, Чебоксары, Южно-Сахалинск. Эти города получили наивысшую ESG-оценку. Двадцать городов имеют очень высокий и высокий уровни оценки, двадцать пять – приемлемый.

Таблица 1. ESG-оценка городов России

Актуализация подходов к комплексному развитию городов

*внутри уровня города располагаются в алфавитном порядке

Экология – самое уязвимое звено

Для комфортной и здоровой жизни человеку необходима оптимальная окружающая среда, характеризующаяся естественным состоянием природы. Человек, как биологический вид, воздействует на природу не более, чем другие обитатели планеты. Значительный вред окружающей среде приносят результаты человеческой деятельности, которые уже привели к масштабным проблемам – вызывают угрозу нарушения существующего в природе равновесия и развития производства в дальнейшем. Охрана, восстановление и рациональное использование природных ресурсов – одна из главных задач в устойчивом развитии городов. Главенствующие позиции в экологическом аспекте по итогам оценки заняли административные центры регионов, расположенных в шести федеральных округах, в том числе – четыре города, расположенных в Приволжском федеральном округе (Нижний Новгород, Чебоксары, Пенза, Уфа). Во всех федеральных округах, кроме Приволжского, есть города с наихудшими результатами, наибольшее их количество в Сибирском федеральном округе (Иркутск, Кызыл, Красноярск).

Таблица 2. В Приволжском федеральном округе наиболее экологичные города, в Сибирском наименее экологичные

Актуализация подходов к комплексному развитию городов

Проведенный анализ показал, что самыми озелененными административными центрами регионов страны являются: Кемерово, Уфа, Ставрополь, Пенза, Магадан, Ханты-Мансийск, Мурманск, Горно-Алтайск, Саранск. В данных городах площадь зеленых насаждений от общей площади города составляет более 50%. Наименее озелененными являются Оренбург, Калининград, Махачкала, Тюмень, Вологда, Астрахань, Краснодар, Салехард, Анадырь (показатель озелененности менее 10%). Города характеризуются различным объемом затрат на окружающую среду. В девяти городах затраты на охрану окружающей среды составляют более 5 млрд рублей в год: Омск, Екатеринбург, Уфа, Воронеж, Кемерово, Нижний Новгород, Челябинск, Липецк, Волгоград. Меньше всего средств на эти цели (менее 0,1 млрд рублей в год) выделяется в Черкесске, Биробиджане, Горно-Алтайске. Такие города, как Красноярск, Челябинск, Омск, Уфа отмечаются самыми высокими выбросами в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников. Меньше всего выбросов в Элисте, Нальчике, Горно-Алтайске, Майкопе, Ханты-Мансийске, Махачкале, Кызыле.

Социальные аспекты наиболее сильны

Социальный компонент ESG-повестки развития городов связан с решением демографических проблем, занятости населения, качества жизни. Он направлен на благополучие человека, на его личную безопасность. Для комфортной жизни человека важна качественная среда, которая включает высокий уровень организации культуры, быта, досуга, условий труда. Города должны быть удобными для жизни людей и интересными для молодежи. Проведенная оценка социальной составляющей ESG-повестки показала неравномерность пространственного распределения по территории страны городов-лидеров. В ТОП-10 не вошел ни один город из Приволжского, Северо-Западного, Дальневосточного федеральных округов. Наибольшее количество городов в десятке лидеров – из Сибирского федерального округа (Горно-Алтайск, Иркутск, Кызыл). Города-аутсайдеры также распределены неравномерно, но наибольшее их количество из десяти наихудших сосредоточено в Приволжском федеральном округе (Саранск, Киров, Ульяновск, Йошкар-Ола).

Таблица 3. Лидеры и аутсайдеры социального блока расположены неравномерно на территории страны

Актуализация подходов к комплексному развитию городов

Определили высокие позиции городов в рэнкинге социального развития такие факторы как: высокий уровень среднемесячной заработной платы работников организаций к величине прожиточного минимума, естественный прирост населения, обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детсадах, высокие показатели по количеству лечебно-профилактических, спортивных сооружений, численности врачей и занимающихся детей в ДЮСШ, а также по числу объектов розничной торговли на 10 тыс. человек. Ключевые позиции по уровню среднемесячной заработной платы работников организаций к величине прожиточного минимума занимают Салехард, Южно-Сахалинск, Кострома, Анадырь. Наименьший уровень наблюдается в Нальчике, Биробиджане, Майкопе, Пскове, Элисте, Грозном. Самый незначительный разрыв в разнице между уровнем заработной платы между мужчинами и женщинами, менее 4 тыс. рублей, наблюдается в Махачкале, Грозном, Элисте, Нальчике, Горно-Алтайске. Наибольший разрыв, более 40 тыс. рублей, сложился в Южно-Сахалинске и Петропавловск-Камчатском. Естественный прирост населения наблюдается в 15 городах, наибольший – в Кызыле, Салехарде, Ханты-Мансийске. В остальных городах происходит естественная убыль, наибольшая – в Туле, Орле, Саратове.

Передовиками по обеспеченности детей местами в детских садах стали Красногорск, Симферополь, Сыктывкар; по числу лечебно-профилактических организаций на 10 тыс. человек населения – Краснодар, Кемерово, Ставрополь, Казань, Горно-Алтайск, Майкоп; по обеспеченности врачами на 10 тыс. человек населения – Ханты-Мансийск, Благовещенск, Владикавказ, Иркутск, Чита, Якутск; по обеспеченности населения жильем – Красногорск, Краснодар, Владикавказ, спортивными сооружениями – Тула, Красногорск, Красноярск; по численности занимающихся в ДЮСШ на 10 тыс. человек – Тула, Грозный, Калуга; по количеству объектов розничной торговли и общественного питания на 10 тыс. человек – Тула, Красногорск, Ульяновск; по объему продовольственных товаров на душу населения – Тула, Красногорск, Южно-Сахалинск.

Качественное решение управленческих задач положительно сказывается на состоянии окружающей среды города и качестве жизни населения. Для городов, занимающих ключевые позиции в рэнкинге по качеству управления, характерны: высокий уровень открытости бюджетных данных, сбалансированное участие женщин и мужчин в принятии решений, высокий и умеренно высокий объем отгруженных товаров, выполненных услуг собственными силами на душу населения, умеренно высокий уровень дисциплины исполнения бюджета. В десятке лидеров по три города из Центрального и Сибирского федеральных округов, два из Приволжского и по одному из Южного и Уральского. С самым низким качеством управления города из шести федеральных округов, наибольшее их количество в Южном федеральном округе (Элиста, Астрахань, Ростов-на-Дону). В Центральном и Уральском округах города-аутсайдеры отсутствуют.

Таблица 4. В десятку лидеров не попали города Дальневосточного, Северо-Кавказского, Северо-Западного федеральных округов

Актуализация подходов к комплексному развитию городов

Результаты исследования показали, что наибольший объем отгруженных товаров, выполненных услуг собственными силами на душу населения характерен для административных центров промышленных регионов – Тула, Нарьян-Мар, Калуга, Анадырь, Липецк, Уфа, а наименьший – для административных центров регионов, в структуре экономики которых преобладает сельское хозяйство, государственное управление, торговля – Махачкала, Элиста, Грозный, Нальчик. Лидирующие позиции в открытости бюджетных данных занимают Краснодар, Чебоксары, Саратов, Ханты-Мансийск, Южно-Сахалинск, Красноярск, Оренбург. Это те города, у которых открытость составляет более 90%, в отстающих – Владикавказ и Махачкала, открытость данных здесь менее 20%. Четыре города – Томск, Тамбов, Кемерово, Ханты-Мансийск – характеризуются наибольшей сбалансированностью участия женщин и мужчин в принятии решений, города Грозный, Екатеринбург, Оренбург, Махачкала – наименьшей.

Перспективы «новой устойчивости» российских городов

Внедрение ESG-принципов, несмотря на изменившиеся условия, продолжает набирать обороты. Важность всех трех компонентов растет. Города с наиболее высоким уровнем ESG-развитости сейчас уже более привлекательны для населения и бизнеса, а в дальнейшем важность всех составляющих (экология, общество, качество управления) будет только крепнуть. Нестабильная геополитическая и экономическая ситуация оказывает давление и на развитие российских городов, что может привести к просадке по всем ESG-компонентам. Кроме того, в связи с тем, что ряд экологических инициатив из-за внешнего санкционного давления отложены, ожидать улучшения аспектов экологического блока в ряде городов в ближайшие годы не придется. Несмотря на это, агентство ожидает, что муниципальный ESG-рынок – как финансовый, так и рейтинговый – будет развиваться, и мы увидим новые города в числе участников ESG-сделок по выпуску зеленых и социальных облигаций, реализацию зеленых проектов, а также города с присвоенными рейтингами ESG. В последние годы ценности изменились: общество обеспокоено глобальными проблемами (в том числе – изменением климата) и стремится повлиять на сокращение вредного воздействия труда человека на природу. Все это влияет на экономику муниципалитетов и привлечение инвестиций на их территорию. Многие инвесторы заинтересованы в ответственном инвестировании, следовательно, более ESG-ответственные города для них более привлекательны. Поколение миллениалов заинтересовано в сохранении окружающей среды и предпочитает места, где органы власти разделяют этот интерес и следуют экологическому поведению. Включение ESG-повестки в социально-экономическое развитие городов скажется на их развитии только положительно, это приведет к улучшению благосостояния людей, значительно уменьшит экологические риски и экологические дефициты. В стране успешно реализуется ряд проектов, например, «Формирование комфортной городской среды», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Демография», «Здравоохранение» и т. , направленных на улучшение всех аспектов ESG. Грамотное управление городом и развитие городского хозяйства, реализация проектов, связанных с положительным воздействием на окружающую среду, развитие социальных отношений и иных направлений устойчивого развития позволят улучшить и повысить ESG-статус городов.

Краткая методология

Итоговая оценка городов определяется по формуле:

ESGj = 0,3xEj + 0,5xSj + 0,2xGj,

где:
ESGj – интегральный показатель j-го города;
Ej – интегральный показатель оценки экологии j-го города;
Sj – интегральный показатель оценки общества j-го города;
Gj – интегральный показатель оценки управления качества j-го города.

При вычислении интегральной оценки используются показатели:

Оценка Экологии

№ п/пПоказатели
1. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, тыс. тонн
2. Доля расходов местного бюджета на охрану окружающей среды в общем объеме расходов местного бюджета городского округа, %
3. Затраты на охрану окружающей среды, млн рублей
4. Комплексный индекс загрязнения атмосферы, балл
5. Площадь зеленых насаждений от общей площади города, %

Оценка Общества

№ п/пПоказатели
1. Соотношение среднемесячной заработной платы работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) с величиной прожиточного минимума региона, в котором расположен анализируемый городской округ, %
2. Разница между уровнем заработной платы между мужчинами и женщинами, руб. Общий коэффициент естественного прироста (убыли) населения, %
4. Валовой коэффициент охвата дошкольным образованием, в процентах от численности детей в возрасте 1–6 лет, %
5. Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, на 1 000 детей
6. Число лечебно-профилактических организаций на 10 000 человек населения, шт. Численность врачей всех специальностей на 10 000 человек населения, человек
8. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м
9. Число спортивных сооружений (на 10 000 человек населения), шт. Численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах (на 10 000 человек населения), чел. Количество объектов розничной торговли и общественного питания (на 10 000 человек населения), шт. Общий объем всех продовольственных товаров, реализованных в границах городского округа, в денежном выражении за финансовый год на душу населения, млн руб.

Оценка Качества управления

№ п/пПоказатели
1. Динамика объема отгруженных товаров собственного производства
2. Объем отгруженных товаров собственного производства на душу населения
3. Дисциплина исполнения бюджета
4. Открытость бюджетных данных, %
5. Отношение количества мест, занимаемых женщинами в местных органах власти (руководящие позиции), чел. /10 тыс. чел.

ESG по-крупному

Пока в регионах следование принципам КСО, близким к международным стандартам, характерно в основном для крупного бизнеса, для структур федеральных и международных корпораций. «Крупные компании, действительно, уже многие годы становятся трендсеттерами по реализации социальных программ, — подтверждает Евгения Кузнецова, генеральный директор консалтинг-интегратора в ESG-области You Social. Региональные и федеральные форумы и конференции становятся базой данных и знаний в области проектов, направленных на достижений целей устойчивого развития».

На основе отчетов крупных компаний с 2014 года формируются и ежегодные ESG-индексы РСПП «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». Для составления первого анализируется нефинансовая отчетность компаний, для второго — рассчитываются 12 показателей: производительность труда, безопасность, оплата труда и социальная поддержка персонала, текучесть кадров, обучение персонала, выбросы в атмосферу, энергопотребление и энергоэффективность, водопотребление и сбросы в водные источники, обращение с отходами, социальные инвестиции, вовлеченность высшего руководства в управление в области устойчивого развития, целенаправленность деятельности в этой области.

Эксперты НИУ ВШЭ отмечают, что необходимым этапом дальнейшего развития ESG-повестки является включение в нее малых и средних предприятий (МСП).

Для этого, по мнению аналитиков, важны заинтересованность инвесторов в компаниях с сильным ESG-профилем, развитие модели ответственного потребления, экономия на операционных издержках, привлечение талантливых сотрудников, возможность участия в производственно-сбытовой цепочке крупных компаний.

«В то же время барьерами служат ограниченность финансовых ресурсов, дефицит человеческого потенциала, необязательность прохождения ESG-сертификации для МСП, отсутствие единообразия в подходах к ESG, неочевидность возврата финансовых вложений в ESG», — отмечают эксперты Вышки.

По мнению Евгении Кузнецовой из You Social, с учетом имеющихся практик для активного масштабирования не хватает партнерских проектов: «Совместная реализация проектов в городах и регионах, когда объединяются компании, находящиеся на разной стадии корпоративной зрелости, позволит не только расширить имеющиеся практики, но и создавать новые программы по всем принципам разнообразия и инклюзии».

Комфортная среда

Один из трендов на местном уровне — создание комфортной городской среды в регионах присутствия. Такие проекты есть, например, у «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде, у Объединенной металлургической компании в Выксе. Повышение качества городской среды — одна из ключевых задач национальных проектов РФ, и компании являются незыблемыми партнерами в достижении целей, говорит Евгения Кузнецова:

«Именно крупный бизнес, представленный в регионе, порой выступает инициатором диалога между местными жителями и локальной администрацией по вовлечению населения в вопросы развития городской среды. Корпоративные волонтерские программы формируют культурный код города и благодаря инициативным сотрудникам предприятий решаются социальные и экологические вопросы, проводятся мероприятия по благоустройству города, повышается уровень готовности и доверия к будущим изменениям».

Эксперт отмечает, что участие компаний в формировании комфортной городской среды заметно практически в каждом регионе России: их деятельность включает экологический мониторинг состояния воздуха, программы по развитию и поддержке коренных народов, создание общественных пространств, развитие локального туризма: «Все вместе это формирует надежный ресурс развития территорий».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.