Административно-территориальное деление России. История развития

Административно-территориальное деление России. История развития

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 5 лет

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

С 1 марта 2008 года таких субъектов федерации .

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «История»

Конституция РФ 1993 года закрепила федеративное устройство страны. В его основе лежат принципы государственной целостности, единства системы власти, разграничения предметов ведения органов власти, самоопределения и равноправия народов.

Эта статья — о территориальных единицах верхнего уровня в России. Об истории российского федерализма с 1918 года см. Федеративное устройство России; о других типах территориального деления, включая муниципальное, военное и экономическое см. Территориальное деление России.

Административно-территориальное деление России. История развития

Субъекты Российской Федерации (субъекты федерации) или регионы — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации возглавляют высшие должностные лица субъектов (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов) —губернаторы, главы и главы администраций. Регион имеет свои парламент, устав (в республики — конституцию), а также региональное законодательство, принимаемое парламентами субъектов России. Кроме того, субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации.

Юрий Владимирович Горобцов

Эксперт по предмету «География»

Согласно Конституции (от $12$ декабря $1993$ года), Российская Федерация является суверенной демократической республикой, которая состоит из $89$ равноправных субъектов. Это $21$ республика, $6$ краев, $49$ областей, $2$ города федерального значения, $1$ автономная область, $10$ автономных округов. Последующие изменения административно-территориального деления привели к настоящему устройству страны. В настоящее время Российская федерация состоит из $85$ равноправных субъектов ($22$ республик, $9$ краев, $1$ автономная область, $46$ областей, $3$ города федерального значения и $4$ автономных округа).

Города федерального значения – Москва, Ставрополь иСанкт-Петербург.

Автономная область – Еврейская автономная область.

Автономные округа – Чукотский, Ненецкий, Ханты-Манскийский и Ямало-Ненецкий.

Края – Хабаровский, Алтайский, Краснодарский, Пермский, Ставропольский, Забайкальский, Красноярский, Камчатский и Приморский.

Республики – Алтай, Калмыкия, Ингушетия, Башкортостан, Кабардино-Балкарская Республика, Марий Эл, Карелия, Тыва, Адыгея, Бурятия, Карачаево-Черкесская, Коми, Саха, Дагестан, Удмуртская Республика, Татарстан, Чеченская, Чувашская, Крым, Мордовия, Хакасия и Северная Осетия-Алания.

Области – Орловская, Кемеровская, Астраханская, Курганская, Мурманская, Нижегородская, Кировская, Омская, Пензенская, Саратовская, Псковская, Ростовская, Брянская, Магаданская, Рязанская, Сахалинская, Самарская, Смоленская, Воронежская, Свердловская, Белгородская, Курская, Ленинградская, Челябинская, Оренбургская, Тамбовская, Томская, Ярославская, Тверская, Ульяновская, Тульская, Владимирская, Липецкая, Московская, Новосибирская, Волгоградская, Тюменская, Калининградская, Калужская, Амурская, Иркутская, Ивановская, Архангельская, Вологодская, Новгородская и Костромская.

Административно-территориальное деление России. История развития

«Административно-территориальное устройство России » 👇

Помимо официального административного деления в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента от $13.05.2000$ для координации общего управления созданы федеральные округа. Это Центральный, Южный, Северо-Западный, Уральский, Приволжский, Сибирский, Дальневосточный Северо-Кавказский и Крымский федеральные округа.

Федеральные округа не являются частью административно-территориального деления России. Их составы и названия наиболее близки к делению территории на военные округа. Центрами федеральных округов не всегда являются крупнейшие города в регионах.

Например, Центра Северо-Кавказского ФО – Пятигорск. Он меньше многих других городов региона – Махачкалы, Владикавказа, Грозного, Ставрополя и Нальчика.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июля 2015;
проверки требуют 4 правки.

В современной России используется несколько типов территориального деления. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации. Субъект федерации (иногда называемый просто «регион») — основная территориальная единица, указанная в Конституции, относящаяся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом и постановлением правительства РФ, только в двух случаях субъект федерации не входит в часовую зону целиком. В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Без какого-либо официального закрепления границ выделяют историко-культурные регионы с собственными устоявшимися названиями, которые в некоторых случаях совпадают с географическими территориями. Среди таких культурных или географических регионов на территории современной России: Ингерманландия, Северо-Запад России, Русский Север, регион Кубань, Маньчжурия, Прикамье, Заволжье, Северный Кавказ, Европейская часть России, Центральная Россия, Залесье, Центрально-черноземная полоса, Поволжье, регион Урал, Поморье, Югра (земля), Колымский край, Горная Шория, Кабарда и другие.

Стандартизация и классификаторы

Международная организация по стандартизации определила стандарт ISO 3166-2:RU для субъектов РФ. UN/LOCODE содержит записи о ряде российских городов.

GEOnet Names Server содержат официальные американские переводы на английский язык названий объектов со всего мира, включая Россию.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления содержит объекты вплоть до уровня сельских поселений, городов и внутригородских районов, заменяется на Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований.

Читайте также:  Госуслуги смоленской области личный кабинет войти

Федеральная информационная адресная система и Классификатор адресов Российской Федерации — являются ведомственными классификаторами ФНС России.

Классификация административно-территориальных единиц

До начала $2014$ года повсеместно использовался классификатор объектов административно-территориального деления ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления). В соответствии с ОКАТО выделяли $3$ уровня калссификации административно-территориальных единиц:

В настоящее время для аналогичных целей используется Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО). Согласно данному классификатору все муниципальные образования имеют $11$-изначный номер, первые 8 знаков которого аналогичны знакам объектов трех ступеней ранее использовавшегося классификатора.

Система органов госуправления субъектов федерации выстраивается в соответствтии с общими федеральынми принципами. Каждый субъект федерации имеет свою систему законодательной и исполнительной власти. Для многих субъектов характрено наличие должности высшего должностного лица – президента или губернатора.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Другие типы территориального деления и объединения субъектов

Административно-территориальное деление России. История развития

Экономические районы России

В настоящий момент в России 9 федеральных округов:

Современное федеративное устройство России

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения.

Присоединение Крыма к Российской Федерации, в результате которого были образованы 2 новых субъекта Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь, не получило международного признания.

Распределение субъектов федерации по типам

Ниже приводятся о количестве субъектов Российской Федерации каждого типа и их территориальном расположении.

Перечень субъектов Российской Федерации

Ниже приведен перечень существующих субъектов Российской Федерации. В таблице субъекты федерации приводятся в том же порядке, в котором они перечислены в статье 65 Конституции Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. В пределах каждой из этих категорий субъекты федерации упорядочены по алфавиту. Для каждого субъекта федерации приводятся его основные характеристики и сведения о его административно-территориальном делении.

Коды субъектов федерации

Существует целый ряд разного рода кодировок субъектов Российской Федерации, согласно которым им присваиваются цифровые или буквенные обозначения для различных целей.

Административно-территориальное деление современной России

Между административно-территориальнымиединицами есть границы, которые определяют территориальные пределы действия полномочий органов местного самоуправления. Цели, в соответствии с которыми происходит деление, следующие:

Деление должно упрощать проведение учета состава населения, его национальной принадлежности, а также поддерживать развитие культуры, традиций, различных видов деятельности всех народов. Основными единицами деления являются сельские районы и города. Численность населения городов областного значения не должна быть меньше пятидесяти тысяч человек. Если город крупнее, то он дополнительно делится на внутригородские районы.

Численность населения городов районного значения находится в диапазоне от 11 до 15 тысяч человек. Так же существуют поселки и села. Поселок городского типа предполагает наличие градообразующего предприятия, какого-либо производства. Численность населения такого поселка должна быть более 3000 человек.

Будущее федеративного устройства России

Проводилась предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО в Поморский (Архангельский, Северный) край, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Петербургскую губернию (Невский, Санкт-Петербургский край), Москвы и Московской области в Московский федеральный округ либо Московской и Тверской областей в Центральную (Подмосковную) область, и т. д., однако, процессы по объединению были заморожены.

Порядок расширения Российской Федерации

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей, которое осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства.

Президент РФ после поступления предложения о принятии новой территории в состав России в качестве субъекта (субъектов) последней уведомляет о нём российский парламент и правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Само принятие осуществляется путём заключения соответствующего договора, в котором устанавливаются наименования и статус (республика, край, область или автономия) нового субъекта (субъектов), приобретение российского гражданства жителями присоединяемых территорий, правопреемство по отношению к иностранному государству, принятому в состав России, действие российского законодательства и функционирование органов власти на новых территориях. Договором также может устанавливаться переходный период для интеграции новой территории в Россию.

История территориальных изменений

В 1992 году российские регионы подписали Федеративный договор о разграничении полномочий, тогда же включённый в текст принятой в 1978 году Конституции России.

В 1993 году, с принятием ныне действующей Конституция, в РФ насчитывалось 89 субъектов. В марте 2008 года после объединения некоторых регионов остались 83 субъекта РФ, а с учётом непризнанного международным сообществом присоединения Крыма, с 18 марта 2014 года в Федерации состоят 85 субъектов.

Другие особенности территориального устройства России

Субъекты федерации группируются в:

Зарубежные территории России

В собственности России также находятся некоторые территории в Китае, Палестине и Италии общей площадью 0,18 км².

Город Байконур находится на территории Казахстана, но вместе с комплексом космодрома Байконур арендован Россией на период до 2050 года, наделен статусом города федерального значения Российской Федерации, на территории города действует российское законодательство.

Согласно Шпицбергенскому трактату 1920 года Россия осуществляет экономическую деятельность на архипелаге Шпицберген (Баренцбург, Пирамида и Грумант).

В Швейцарии около Чёртова моста, вырублен в скале памятный крест в память о помощи русских войск под командованием А. В. Суворова, часть земли около этого креста подарена России. фото

В Севастополе располагается главная военно-морская база Черноморского флота России согласно действующему до 2042 года договору между РФ и Украиной.

Изменения в федеративном устройстве

С распадом Советского Союза прошёл парад суверенитетов, который обусловил конфликт законодательств республик и РСФСР.

Все автономные Республики в составе РСФСР стали республиками. В республики также были преобразованы автономные области — Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская и Хакасская.

Области получили иные названия: Горьковская переименована в Нижегородскую, Калининская стала Тверской, Куйбышевская – Самарской.

Поскольку автономные округа имели возможность выйти из состава областей и краёв, приняв соответствующий закон, Чукотский автономный округ покинул состав Магаданской области.

Чечено-Ингушская АССР была разделена на Чечню и Ингушетию.

Города, в РСФСР бывшие в республиканском подчинении (Москва и Ленинград), были преобразованы в города федерального значения.

31 марта 1992 года регионы (за исключением Чечено-Ингушетии и Татарстана) подписали федеративный договор, который разграничил полномочия центра и региональных органов, позднее федеративный договор вошел в действовавшую конституцию. 15 февраля 1994 года Татарстан после переговоров подписал с Российской Федерацией двусторонний договор о разграничении предметов ведения между республиканскими и федеральными органами власти.

Читайте также:  Citylight-conference

С принятием Конституции РФ в 1993 году все республики, области, края, автономные округа, города федерального значения, Еврейская автономная область стали субъектами Федерации.

Сокольский район Ивановской области вошел в состав Нижегородской области.

7 декабря 2003 года прошел референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО. Предложение одобрено большинством голосов. Регионы были объединены в Пермский край 1 декабря 2005 года.

17 апреля 2005 года прошел референдум по присоединению Эвенкийского и Таймырского АО к Красноярскому краю. Предложение одобрили подавляющее большинство избирателей. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.

23 октября 2005 года прошел референдум по объединению Корякского АО и Камчатской области в Камчатский край. Предложение одобрено большинством голосов. 1 июля 2007 года объединение вступило в силу.

16 апреля 2006 года прошел референдум по присоединению к Иркутской области Усть-Ордынского Бурятского АО. Предложение одобрено большинством голосов. 1 января 2008 года объединение вступило в силу.

11 марта 2007 года прошел референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в Забайкальский край. Предложение одобрено большинством голосов. 1 марта 2008 года объединение вступило в силу.

1 июля 2012 года территория Москвы увеличена за счёт сопредельных районов области.

18 марта 2014 года в ходе присоединения Крыма на полуострове были образованы новые субъекты федерации: Республика Крым, а также город федерального значения Севастополь.

26 сентября 2018 года главы республик Чечня и Ингушетия подписали «Соглашение об установлении границы между Ингушетией и Чечнёй». Оно закрепило разграничение территорий бывшего Сунженского района Чечено-Ингушской АССР на Сунженский район в составе Чечни и Сунженский район в составе Ингушетии.

Субъекты Российской Федерации группируются в:

История административно-территориального деления России

Эксперты полагают, что любые шаги в административно-территориальном делении должны быть просчитаны и обоснованы, так как в истории страны много примеров, когда недальновидные решения политиков привели к негативным социально-политическим последствиям. В истории России есть примеры укрупнения и дробления административных территорий. Сегодняшняя система управления стала результатом множества проб, побед и поражений.

Жесткую систему стали создавать еще в начале 18 века при Петре I, хотя попытки административного деления предпринимались и в допетровские времена. По приказу царя территория страны была разделена на губернии. Сначала их было восемь, потом стало одиннадцать. В их составе были выделены провинции.

Далее делением территории страны занялась Екатерина II, уменьшившая территории каждой губернии и увеличившая их количество. Большая часть субъектов впоследствии была переведена в форму наместничества. Но при ее сыне старые названия были возвращены. К началу двадцатого века административная структура России включала в себя шестьдесят одну губернию и двадцать одну область, а также два округа. Области располагались на отдаленных территориях страны
.
До революции Россия была унитарным государством, где действовала жесткая система власти. Лишь при Александре II часть управленческих функций была передана местным органам власти. Революция стала катализатором для возникновения новых республик. От России отделились территории Финляндии и Польши. Однако, деление на губернии сохранилось.

Большевики создали новую многоярусную систему деления. Разные национальности в ней получили разный статус. В основе деления были союзные республики, а автономии получили право входить в состав других территориальных единиц. Масштабная реформа была проведена в двадцатые годы. В этот период были созданы большие области, которые объединяли сразу несколько губерний и автономий. Следующим шагом стало формирование краев. В результате стало понятно, что управлять крупными образованиями достаточно сложно, поэтому было решено их разукрупнять. Устойчивое административно-территориальное деление в СССР сложилось в шестидесятые годы и просуществовало до его распада. Так же историки предполагают, что кровопролитие в конце восьмидесятых было вызвано недальновидным территориальным делением.

Устройство федерализма в России

Конституция закрепляет конкретные именной, численный, видовой составы субъектов. В соответствии с Основным Законом в состав государства входят 89 субъектов:

Они появлялись или видоизменялись как внутренние образования РСФСР (кроме Тувы), что отражено в Конституциях РСФСР 1937 года и 1978 года, а в 1992 году оформлено Федеративным договором. Количественные изменения субъектов в последнее время связаны с укрупнением некоторых.

Отношения Федерации и ее субъектов строятся на правовой основе. Конституция разграничивает предметы ведения и полномочия субъектов: определено, какие вопросы решаются центральными органами управления (внешняя политика, транспорт, федеральные энергетические системы, оборона, связь), какие входят в совместное ведение Федерации и субъектов (образование, культура, природопользование, здравоохранение).

Регламентация других вопросов лежит в области исключительного ведения субъектов. Региональные органы обладают по этим вопросам всей полнотой власти. При принятии федеральных законов по вопросам, не относящимся к компетенции центральных органов правления, действуют нормативно-правовые акты субъектов.

В Конституции есть принцип сохранения государственной целостности, который сочетается с правом наций на самоопределение. Право нации на самоопределение ограничено правом других наций, а право одной нации на самоопределение ограничивается правом всего многонационального народа на сохранение целостности государства. Наряду с правовым, национальным, и экономическим регулированием отношений между центром и субъектами в пределах ведения Федерации и совместного ведения центральные органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти.

«Изменения в территориальном устройстве РФ» 👇

Конституционные основы федерализма формируют предпосылки для совершенствования управления страной, упрочения государственности, социальной и территориальной целостности, развития демократии путем соблюдения интересов национальностей, обеспечения баланса политических, экономических, этнических сторон общественной жизни.

Сущность административно-территориального деления

Административно-территориальное деление – это условное разделение территории унитарного государства на административно-территориальные единицы, в соответствии с которым выстраивается система местных органов власти.

Деление обычно обусловлено следующими факторами:

Административно-территориальное деление характерно и для субъектов экономики. Россия является федеративным государством, поэтому имеет федеративное устройство. Субъекты страны делятся на субъекты самоуправления, что закрепляется в соответствующих нормативно-правовых актах. Эти права и правила охраняются особыми законами. Государство сохраняет за собой право изменять устройство территорий без использования сложных процедур для одобрения со стороны местного населения. Возможно появление новых государственных границ, если государство распадается, либо к нему добавляются новые территории.

Маленькие государства обычно не пользуются этой возможностью, так как для них деление не имеет существенного смысла. Примером может послужить микрогосударство Монако, где существуют три коммуны. В России деление осуществляется органами власти, согласно действующих федеральных законов. Здесь применяется два вида административного деления – административное и муниципальное. Первое необходимо для упорядоченного выполнения государственных функций, второе для эффективного формирования местной власти.

Возможно совмещение двух типов деления. В этом случае муниципальные и административно-территориальные единицы совпадают в своих границах. Могут совпадать и их категории.

Читайте также:  Как закрыть голосование вконтакте

Устройство территорий оказывает влияние на их управляемость и привлекательность для инвестиций. В последнее время ведется много дискуссии о необходимости пересмотра данного положения в России. Стоит отметить, что деление территории имеет давнюю историю, зачастую связанную с необходимостью распространения власти на присоединяемых территориях и введения налогов и иных сборов.

«Административно-территориальное деление России, история развития» 👇

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции России, содержащие соответствующие положения.

Административно-территориальное деление России. История развития

Перечень субъектов федерации

Ниже приведен перечень существующих в настоящее время субъектов Российской Федерации. В таблице субъекты федерации приводятся в том же порядке, в котором перечислены в статье 65 Конституции Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. В пределах каждой из этих категорий субъекты федерации упорядочены по алфавиту. Для каждого субъекта федерации приводятся его основные характеристики и сведения о его административно-территориальном делении.

История российского федерализма

Обобщающий термин субъект федерации впервые появился в 1990 году, до этого же времени именования комплекса составляющих (образующих) РСФСР территориальных единиц не существовало:

Понятие субъект федерации было впервые введено Законом СССР № 1457-I от 6 апреля 1990 года «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации», который впервые назвал СССР федеративным государством, хотя Конституция СССР (статья 70) вплоть до конца 1990 года провозглашала СССР не непосредственно федерацией, а единым союзным многонациональным государством, образованным на основе принципа социалистического федерализма. Субъектами федерации СССР были названы союзные республики и автономные республики (автономные образования) в их составе.

Кроме того, в 1990 году внесённые в Конституцию СССР изменения предусматривали функционирование Совета Федерации СССР, возглавляемого Президентом СССР, в состав которого входили вице-президент СССР и главы союзных республик. В заседаниях Совета Федерации также были вправе участвовать высшие должностные лица автономных областей и автономных округов.

Принятая в 1993 году и заменившая собой российскую конституцию 1978 года новая Конституция Российской Федерации (статья 65) закрепила современное понятие субъекта федерации. Так, она установила, что все субъекты России находятся в её составе Российской Федерации. Субъектами было провозглашено шесть разновидностей административно-территориальных единиц первого уровня: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область, последней является Еврейская АО, являющаяся единственной автономной областью в составе России, поскольку все существовавшие на момент образования Российской Федерации АО, кроме неё, были переименованы в автономные республики в Конституции РСФСР 1990 года.

В отличие от территориального устройства РСФСР к моменту прекращения её существования, автономные округа также стали субъектами федерации, оставшись в различной степени зависимыми от регионов, в состав которых они входили; позднее большая часть автономных округов России были включены в состав этих регионов. Исключение составили лишь Чукотский автономный округ, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО Тюменской области и Ненецкий автономный округ Архангельской области.

Бывшие города республиканского подчинения РСФСР — Москва и Санкт-Петербург — были переименованы в города федерального значения и подтвердили свой статус самостоятельных субъектов федерации, закреплённый прежней конституцией 1978 года, в которой они были выделены из состава Московской и Ленинградской областей.

Начата предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО. Процедура по объединению заморожена. Возможные названия — Поморский край, Архангельский край, Северный край.

Также есть идея о создании Уральской республики/области/губернии из Свердловской, Челябинской и Курганской областей.

Порядок и перспективы расширения Российской Федерации

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей согласно свободному волеизъявлению народов, проживающих на этих территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами.

Расширение России возможно в том числе за счёт независимых государств, в частности, территорий, которые могут когда-либо получить такой статус. Из соседних с Россией государств, стремящимися к интеграции с ней, включая непризнанные (частично признанные), Белоруссия и Абхазия не изъявили желания стать субъектами Российской Федерации, а Южная Осетия проявляла такое намерение.

Соотношение между административным и муниципальным делением

В России применяется два вида территориального деления:

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

Муниципальное образование — это территория, где выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 7 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Впервые попытка провозглашения федеративного устройства России была осуществлена Учредительным собранием в короткой резолюции, принятой 6 (19) января 1918 года:

Именем народов, государство Российское составляющих, Всероссийское Учредительное Собрание постановляет:
Государство Российское провозглашается Российской Демократической Федеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеральной конституцией пределах, суверенные.

— Постановление о государственном устройстве России.

По принятой в российском конституционном праве традиции началом федеративного устройства считается «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», проект которой был написан Лениным, и принят ВЦИК 3 (16) января 1918 года. Она была одобрена, а 18 (31) января 1918 окончательно утверждена III съездом Советов.

Декларация провозгласила, что:

Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Декларация стала составной частью Конституции РСФСР 1918 года, закрепившей преобразование России в федерацию. Следует отметить, что федеративный строй РСФСР во многих чертах носил декларативный характер: Верховный Совет РСФСР до 1989 года оставался однопалатным (что типично для унитарных государств), полномочия национально-государственных и административно-территориальных единиц определялись по остаточному принципу и сводились преимущественно к коммунальным вопросам и т. д.

30 декабря 1922 I-й Съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, по которому РСФСР объединялась с УССР, БССР и Закавказской федерацией в новую федерацию — Советский Союз.

Как до так, и после вхождения в состав СССР границы РСФСР неоднократно менялись (преимущественно в пользу соседних союзных республик). В общей сложности территория РСФСР за время существования Советского Союза уменьшилась примерно на треть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *