10 лучших дизайн-городов

Городская среда, в которой проживает большая часть населения земного шара, стала активно изучаться в последнее время, и сегодня можно привести сотни примеров интереснейших исследований, в которых описывается взаимное влияние городской архитектуры и общества. Часть исследователей, придерживающихся теории средового детерминизма, уверены в том, что от среды зависит поведение, настроение, эмоции и чувства людей. Другие специалисты полагают, что среду, как и свои поведенческие и эмоциональные установки, определяет человек.

До недавнего времени основные градостроительные стратегии охватывали все аспекты городского планирования, как эстетические, так и практические: улицы, фасады зданий, парки, канализационные и водные сооружения, государственные и муниципальные объекты, коммерческие центры и общественные памятники. Но сегодня города сталкиваются с новыми вызовами, и городское планирование адаптируется к ним. Администрации должны учитывать будущее наших городов в условиях глобализации и решать такие вопросы, как смягчение последствий изменения климата, социальная интеграция и сохранение культурного наследия.

Главная проблема неустойчивого развития городов — недостатки планирования и дизайна городской среды. Но любые проблемы можно решить, ведь уже существуют определенные механизмы, стратегии, инструменты для устранения большинства из них.

Основные группы площадей

Главные – полностью или частично лишенные транспорта, пешеходные или рекреационные пространства, перед крупными общественными зданиями и местами массового посещения;
Площади, активно совмещающие транспортные и пешеходные потоки обслуживающие центры притяжения населения;
Транспортные площади.

Основные группы площадей

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Самый распространенный тип площади в городе – совмещающий транспортные и пешеходные потоки, обслуживающий центры притяжения населения.
Назначение площади определяет не многообразие архитектурных форм, наличие в составе площади планировочных единиц – подъездов, зон концентрации и отдыха населения, специфический эмоциональный климат пространства.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Площади помимо специфических функций (театральных, приобъектных ) выполняют ряд сопутствующих: коммуникационный узел, рекреационная площадка, торговый и административный центр. Чем крупнее объект, важнее для города и многофункционально его назначение, на первый план выходит не утилитарная составляющая, а укрупненный градостроительный аспект.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

45

Город в городе

Городские места с высокой проходимостью сдают в аренду в среднем на 74% дороже по сравнению с пригородными районами. Интерес девелоперов и инвесторов ведет к созданию концентрационных зон — мест, где высока пешеходная активность. Такая концентрация может полностью изменить облик множества городов и приведет к созданию микро-городов, по сути, «города в городе» или «района в районе».

«Город в городе» One Central Park, Сидней, Австралия. Проектировщик: Ateliers Jean Nouvel. Проект озеленения стен: Patrick Blanc. Местное арх.бюро: Johnson-Pilton-Walker & Peddle-Thorp-Walker.

Решение. Долевая экономика позволит инвесторам из разных секторов вкладываться в проекты, которые можно будет называть мультифункциональными. В итоге жилые комплексы будут совмещать квартиры, магазины, офисы, детские сады и школы, рестораны и даже муниципальные и государственные объекты.

Если в Европе и США данная концепция была внедрена сразу и лишь слегка ослабла из-за наличия нескольких «центров» или «даунтаунов», то для российских, китайских и многих других городов, построенных по принципу «децентрализации нагрузки по плотности населения», это меняет абсолютно все. Как российские города решат эту проблему, — увидим.

Электронные системы и концепция «автоматизированного города»

В городской дизайн интегрируется все больше цифровых технологий, от базовых элементов вроде ЖК-экранов вместо традиционных рекламных щитов до встроенных технологий, необходимых для компьютерной автоматизации и синхронизации процессов.

Проект пригорода от Toyota и Panasonic

Проект пригорода от Toyota и Panasonic. 17 тысяч жилых домов с развитой коммуникационной инфраструктурой, объединяющей устройства интернета вещей (IoT), а также подключенные к интернету личные автомобили и общественный транспорт.

Информационная система Amrita Healthcare Informatics Suite для больниц и медицинских учреждений

Информационная система Amrita Healthcare Informatics Suite для больниц и медицинских учреждений появилась на рынке в феврале 2019 года. Сертифицирована CCHIT ®. Amrita Ventures, Inc. Это полностью интегрированная, настраиваемая, независимая от платформы корпоративная информационная система, которая обеспечивает масштабируемость и производительность, в то же время обеспечивая удовлетворение всех потребностей организации здравоохранения.

Цифровая автоматизация информационных систем для общественного транспорта, социальных служб, здравоохранения и общественных пространств повсеместно внедряется во всех крупных городах ЕС, Скандинавии, в США, Канаде, Австралии и других благополучных странах.

Решение. Постепенно данные стратегии будут внедрены и в России благодаря новому программному обеспечению, которое, возможно, разрабатывается прямо сейчас. Например, в системе здравоохранения России популярны Clinic365, Medesk, БАРС.Мед, 1с: Лечащий врач, Инфоклиника, IDENT, ClinicIQ, MedWork и другие — но все эти системы очень сильно отстают от американских и, по сути, являются записными книжками, а не интерактивными системами. Самые сложные из них включают SMS-оповещения, онлайн запись к врачу, интеграцию с онлайн-кассами. В государственном секторе РФ развивается «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения».

Важно понимать, в США и Европе именно конкуренция на рынке частных клиник и больниц позволяет программистам создавать все более удобные и эффективные решения.

Формат и форма — приспособление к нуждам нового общества

Растущий спрос на отдельные квартиры для пожилых людей и изменение размеров среднестатистической семьи (в данном случае речь идет не об официально гражданском браке и детях, а о людях, которые по той или иной причине живут в одной квартире или доме) требует новых жилищных решений. Они повлияют на то, как будут выглядеть новые жилые комплексы.

Проект «Eco-Neighbourhood in Brussels» в Брюсселе, Бельгия

Проект «Eco-Neighbourhood in Brussels» в Брюсселе, Бельгия. Архитекторы: Vincent Callebaut Architectures.

Результат тенденции — «больший выбор планировок», причем дело касается не только формы, но и формата. В Европе развиваются такие направления, как квартиры для общественного пользования (где заведомо будет жить 5–8 арендаторов с отдельными для всех спальнями и ванными, но общей кухней и гостиной), студии, лофты и микролофты, таунхаусы, пентхаусы и многие другие типы жилья, отвечающие тем нуждам, которых раньше в обществе не было (или на удовлетворение которых не тратились определенные ресурсы).

Проект небоскреба в Хошимине (Сайгон), Вьетнам

Проект небоскреба в Хошимине (Сайгон), Вьетнам. Buro Ole Scheeren Unveils.

Проблема отсутствия выбора планировок и типов жилья не уходит корнями в коммунистические времена СССР, как считают многие. В СССР дома строились простыми и универсальными, потому что власти хотели обеспечить максимальное количество людей городским жильем. Архитектура не упразднялась властями в СССР — ее до этого просто не было, как и «среднего класса» в принципе.

Проект Southbank by Beulah от UNStudio в Мельбурне, Австралия

Проект Southbank by Beulah от UNStudio в Мельбурне, Австралия.

Автомобильная лихорадка

Загрязнение от личных автомобилей и других транспортных средств достигла апогея — города становятся опасными. Из-за выбросов углекислого газа квартиры на верхних этажах стоят дороже, а первые этажи в центре и квартиры возле трасс покупают семьи с низким доходом. Риск заболеваний у них выше.

Велосипедный коридор Баана в Хельсинки, Финляндия. Фото: Alamy

Велосипедный коридор Баана в Хельсинки, Финляндия. Фото: Alamy

Статистика. ICCT (International Council on Clean Transportation) говорит, что в мире в год умирает около 400 тысяч человек из-за диоксида азота, углекислого газа и мелкодисперсной пыли в ЕС (а также около 100 тысяч в Китае, 75 тысячи в Индии, 20 тысяч в США и около 15 тысяч в России).

Город будущего. Генеральный план города Масдар-Сити (Абу-Даби)

Город будущего. Генеральный план города Масдар-Сити (Абу-Даби). Здесь в центре города запрещен въезд любому автомобилю — все передвигаются на общественном транспорте и велосипедах. Foster + Partners

О создании более экологичных условий для жизни думают во многих городах мира, и Москва не исключение. Совместно с GreenPeace Russia осенью 2018 года московское правительство одобрило революционный план по развитию современной городской транспортной системы. Он должен сократить выбросы на четверть благодаря внедрению зон с низким уровнем содержания диоксида азота и углекислого газа. Такие зоны уже существуют в Берлине, Брюсселе, Роттердаме и Копенгагене.

Проект сети трамваев в Лондоне, Великобритания

Проект сети трамваев в Лондоне, Великобритания.

Проект с пешеходными зонами от COBE в Кельне, Германия

Проект с пешеходными зонами от COBE в Кельне, Германия. Общественный бассейн и водопад для нового района гавани.

Решение. Первый вариант — преобразование общественного транспорта. Пример Кёльна вдохновляет больше всего. Вместе с KVB (оператором общественного городского транспорта) Кёльн идет к развертыванию на 100% электрического автобусного парка к 2030 году, причем общественный транспорт для городских жителей будет бесплатным. Все для того, чтобы как можно больше людей отказались от личных автомобилей.

Новая пешеходная зона в центре города, Нью-Йорк, США

Новая пешеходная зона в центре города, Нью-Йорк, США.

Второй вариант — расширение пешеходных зон. Кёльн реализует свой «Генеральный план Зеленого города», в который включены велодорожки и комплексное, глобальное расширение пешеходных зон за счет уменьшения площади трасс. Генеральный план представляет собой сложный комплекс мягких и жестких мер по улучшению качества воздуха. Это очень важно понимать: некоторые проблемы / аспекты требуют кардинальных мер и больших затрат, тогда как другие зоны могут меняться постепенно. Например, «вырезать» из общественной городской сети автотрассы гораздо сложнее, чем закупить новые эко-автобусы. Даже в Европе большинство городов использует лишь мягкие меры по борьбе с загрязнениями, но ситуация все равно меняется. Девиз «Clone Cologne» («Делай, как Кёльн») сейчас берут на вооружение по всему миру.

The High Line — общественный парк (а также пешеходный мост) в районе манхэттанского Вест Сайда, Нью-Йорк, США

The High Line — общественный парк (а также пешеходный мост) в районе манхэттанского Вест Сайда, Нью-Йорк, США.

Промышленный кризис в крупных городах

Европа уже пережила этот кризис определенным образом, выведя всю промышленность в страны третьего мира. Сейчас же азиатские промышленные зоны страдают от перенаселения и загрязнения воздуха от фабрик и заводов. С теми же проблемами сталкиваются и многие африканские страны. Загрязнения, о которых идет речь, такого масштаба, что уже идут вразрез с правом человека на возможность жить и работать в неопасных для жизни условиях.

Город Лиль, Франция, 1900 год

Город Лиль, Франция, 1900 год.

Город Лиль, Франция, 2018 год

Город Лиль, Франция, 2018 год.

Российские города Норильск, Красноярск, Магнитогорск, Челябинск, Хабаровск, регионы Бурятия и Таймыр, Кемеровская, Свердловская и Челябинская области, по данным The Moscow Times, самые проблемные. Сегодня более 16 млн. российских граждан дышат опасным для здоровья воздухом. Но ситуация меняется: за последние 5 лет многие фабрики были оборудованы фильтрами, которые решили множество проблем.

По данным CNN и согласно докладу AirVisual, более 7 млн человек в мире умрет преждевременно (за 5–15 лет до естественной смерти) из-за загрязнения окружающей среды в 2019 году. В первую очередь здесь стоит упомянуть Бангладеш, Пакистан и Индию, Афганистан, Бахрейн, Монголию и Кувейт. Здесь окружающая среда признана нездоровой для любого, даже сильного, здорового и молодого человека. В Непале, ОАЭ, Индонезии, Китае (а также в не-азиатских Нигерии, Уганде и Боснии-Герцеговине) окружающая среда опасна для определенных «чувствительных групп» (sensitive groups), в которые входят дети до 18 лет, пенсионеры и люди с любыми хроническими заболеваниями.

Город Линьфэнь в Китае

Город Линьфэнь в Китае.

Статистика. 22 из 30 самых опасных с точки зрения загрязнения окружающей среды городов мира находятся в Индии. 55 из 100 самых загрязненных городов находятся в Китае. Это данные Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization).

Актуальная карта мира по загрязнению воздуха

Актуальная карта мира по загрязнению воздуха (включает не только загрязнение от промышленных зон) www.airvisual.com.

Решение. Решение данной проблемы кроется во внедрении работающих взаимосвязей между общественными или государственными структурами по контролю качества воздуха и охраны окружающей среды со всеми коммерческими организациями. И это возможно только при установлении четких и жестких законопроектов.

Благополучные страны Европейского союза, США, страны Скандинавии вытеснили промышленность за пределы своих границ насколько это возможно. При этом именно они являются теми 90% потребителей товаров.

Реорганизация города ради самого города

Статистика. В интересной книге New City Life датский архитектор Ян Гейл приводит данные опроса населения Копенгагена. Его проводили дважды, в 1970-х годах и повторно в 2005 году. Вопрос был один и тот же: «Почему вы обычно приезжаете в центр?». В 1970-х годах большая часть респондентов ответила, что ради шопинга, а вот в 2005 году самым популярным ответом стал (если выражаться простыми словами) «чтобы выбраться в город». Городской центр эволюционировал: общественные зоны стали важны не меньше, чем торговые центры.

Многофункциональный центр Zorlu, Стамбул, Турция

Многофункциональный центр Zorlu, Стамбул, Турция. Объединяет коммерческую и жилую недвижимость, развлекательные и вспомогательные учреждения.

У городского пространства исторически были три жизненно важные функции: место встречи, рынок и место связи / обмена. Но за последние десятилетия город как место, посвященное главным образом работе и предметам первой необходимости, был преобразован в центр отдыха и развлечений. Здесь в ход вступает градостроительное не планирование, а проектирование, направленное на физическое улучшение общественной среды.

Многофункциональный отель Park Royal в Сингапуре

Многофункциональный отель Park Royal в Сингапуре. Автор проекта WOHA.

Решение. Дизайн — это не только набор функций, помноженный на эстетическую составляющую. Он все чаще становится стратегическим элементом в инновационных бизнес-процессах и других процессах развития общества. Иными словами, с помощью дизайна сделать город безопаснее и комфортнее.

Читайте также:  Госуслуги 29 ru северодвинск

В Европе город давно воспринимают как развлекательный центр. В Москве и Санкт-Петербурге ситуация похожая, но вот в других российских городах проблема отсутствия развлекательных зон стоит остро. Региональные центры, как правило, ограничиваются торговыми центрами, кинотеатром и ресторанами, а также точками быстрого питания. Отсутствие развлекательных зон связано с низкой покупательской способностью, поэтому формирование центра так и не происходит. Инвестиции не решат проблему полностью — большинство россиян по-прежнему предпочитает развлекаться с помощью телевизора и компьютера.

Контроль за новыми видами транспорта

Наверное, каждый архитектор когда-либо задумывался о том, как изменится облик города, когда появятся летающие автомобили. Но вместо них — у нас другие новые виды транспорта. Так, за последние пять лет для различных транспортных стартапов в европейских городах были куплены несколько сотен тысяч электрических самокатов. 99% из них сдаются в аренду в специальных конторах (как краткосрочную, так и долгосрочную).

за последние пять лет для различных транспортных стартапов в европейских городах были куплены несколько сотен тысяч электрических самокатов

В итоге электрические самокаты, а также отсутствие законодательства по поводу соблюдения транспортных правил в этой сфере, вызвали настоящий хаос. Десятки тысяч людей оказываются в экстремальных ситуациях, грозящих крупными и мелкими автомобильными авариями. Самая главная проблема — в том, что оставить самокат можно где угодно: следующим арендатором он будет активирован через QR–код. Так, самокаты в итоге просто валяются везде без присмотра и надзора.

По данным Statista.com, важно и то, что электробайки можно арендовать без лицензии на вождение. 80% происшествий связаны с падением из-за невозможности справиться с управлением, около 9% — из-за столкновений с другими транспортными средствами и целых 11% — из-за столкновения со статичными предметами.

Ретро-фотография 1900 годов, Лондон, Великобритания

Ретро-фотография 1900 годов, Лондон, Великобритания. Автомобили только появились и о них мечтали даже семьи аристократов. Чуть более, чем через 100 лет будет введена плата за въезд автомобилей в центр города из-за пробок. С 2009 по 2019 годы интенсивность движения снизилась на 30% (!) за счет принятых властями мер (платный въезд, улучшение систем общественного транспорта).

Сейчас мэрия Парижа принимает новые законопроекты насчет того, в какую категорию транспортных средств входят электроскутеры, и какие правила движения на них распространяется. Мэрия Барселоны и вовсе запретила электроскутеры в центре города, а мэрия Лондона пока запретила использование электроскутеров на дорогах и тротуарах. В Германии планируют ограничить зону их использования велодорожками.

Так и не построенная галерея-эстакада для трамвая, Лондон, Великобритания (проект начала XX века)

Так и не построенная галерея-эстакада для трамвая, Лондон, Великобритания (проект начала XX века).

Удобный для пешеходов центр города Лион, Франция. Фото: Alamy

Удобный для пешеходов центр города Лион, Франция. Фото: Alamy.

В России тоже предпринимаются шаги по урегулированию новых видов транспорта, но вовсе не так, как в Великобритании, Испании и других странах. Даже согласно новым законопроектам, скорее всего, электросамокаты будут доступны без водительских прав и будут приравнены к пешеходному движению.

Площадь Пикадилли, Лондон, Великобритания, 1969 год

Площадь Пикадилли, Лондон, Великобритания, 1969 год. Парковка в центре все еще была бесплатной.

Сопоставление понятий «открытое пространство» и «городская среда»

а. Фактическое пространство
б. Городское пространство

Сопоставление понятий «открытое пространство» и «городская среда»

Изображение слайда

в. Архитектурное пространство
г. Городская среда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Открытые пространства города;
Архитектурное пространство;
Архитектурная среда
Городская среда;
Городской интерьер

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

8

Открытые пространства города

Незастроенные территории;
Водно-зеленые системы;
Главные проспекты;
Набережные;
П ешеходные зоны;
Площади;
Бульвары и т.п.
С оставляют систему открытых пространств, несущих оздоровительные и коммуникационно -рекреационные функции и активно влияющие на художественно-эстетическую выразительность городских ансамблей.

Открытые пространства города

Изображение слайда

9

Архитектурное пространство

Подчеркивает эстетический смысл явления – оно возникает, когда из общего реального пространства с помощью архитектурных форм выделена и преобразована в особое «художественно-осмысленное пространство» его определенная часть, выступающая в качестве архитектурной формы.

Архитектурное пространство

Изображение слайда

10

Архитектурная среда

Включает все уровни, отличается ощущением «погруженности в пространство», совокупность облика и пространства зданий и сооружений, предназначенных для определенных функций и наделенных необходимой и достаточной для потребителя информативностью, в том числе с помощью  архитектурной   пластики.

Архитектурная среда

Изображение слайда

11

Городская среда

О бщая   среда  жизнедеятельности, где локальные  среды : жилая, трудовой деятельности и общественная взаимодействуют и связываются друг с другом сетью улиц, магистралей, площадей, иных видов коммуникаций.

Городская среда

Изображение слайда

12

Городской интерьер

Подчеркивает локальность объекта, его местный характер.
Это целостно воспринимаемый конкретный фрагмент архитектурно освоенного городского пространства, в котором часть реальных ограждений заменены условными (небосвод, панорама).

Городской интерьер

Изображение слайда

Проектирование городских пространств акцентирует работу с пространственными, а не объемными решениями.
Восприятие особенностей городского интерьера зависит от внимания зрителя. Рядом с объектом воспринимается внешний вид, фасад, независимо от окружения. Изменив положение в пространстве, здание становится частью бассейна восприятия, окружающая среда становится интерьером.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Специфическая задача архитектурного творчества – обеспечить цельность эмоционального-художественного ряда впечатлений, соединенных открытым городским пространством.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Городской интерьер :
Отдельное пространство;
Совокупность впечатлений от всех открытых пространств города.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

23

Функционально-пространственные разновидности городской среды

Пространственная первооснова городского и нтерьера возникает как функциональное поле следующих видов жизнедеятельности:
Транспортно-коммуникативной (грузопотоки, транспортные развязки, улицы и т. п.);
Функциональной жизнедеятельностью архитектурных объектов, что задает горизонтальные габариты пространств.

Функционально-пространственные разновидности городской среды

Изображение слайда

31

Многоцелевые объемно-пространственные образования

Укрупненные городские
градостроительные объекты, общегородские коммуникации сформированные общественными пространствами, застройкой.
Площади, улицы, скверы,
бульвары, взаимосвязь
п лощадей и уличных
п ространств.

Многоцелевые объемно-пространственные образования

Изображение слайда

Утилитарная функция пространства, в частности улиц, согласно нормам задаёт самые общие его характеристики – размеры, укрупненные пропорции, оставляя на усмотрение проектировщиков параметры архитектурной и художественной формы (ритм, силуэт, характер заполнения пространств).

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

36

Функциональная классификация площадей

Главные
Приобъектные
Транспортные и предмостные
Вокзальные
Многофункциональных транспортных узлов
Предзаводские
Рыночные

Функциональная классификация площадей

Изображение слайда

Главные площади – д ля пешеходных подходов к зданиям органов власти, общественных организаций и для проведения народных празднеств.
Приобъектные площади (у театров, памятников, кинотеатров, музеев, торговых центров, стадионов, парков, рынков и др.) – д ля подъезда пассажирского транспорта и подхода посетителей к общественным зданиям и сооружениям; для размещения остановочных пунктов транспорта и площадок для стоянки автомобилей.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Транспортные и предмостные – д ля распределения транспортных потоков по примыкающим улицам и дорогам, для размещения пересечений и примыканий улиц и дорог как в одном, так и в разных уровнях.
Вокзальные площади – д ля подъезда к зданиям и сооружениям внешнего транспорта, для развязки движения транспорта и пешеходов в одном и разных уровнях, для размещения остановочных пунктов транспорта и площадок для стоянки автомобилей.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Площади многофункциональных транспортных узлов – д ля размещения общественных зданий и сооружений пригородного и городского транспорта, подъездов и подходов к ним и для устройства пересадки пассажиров с одних видов транспорта на другие.
Предзаводские площади – д ля подходов к проходным предприятий, для развязки движения и размещения остановочных пунктов транспорта и площадок для стоянки автомобилей.
Рыночные площади – д ля организации движения, размещения остановочных пунктов транспорта и площадок для стоянки автомобилей.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

40

Площадь Израиля. Копенгаген,Дания. Реконструкция по проекту арх. группы СОВЕ, 2014г. Финалист конкурса ARCHDAILY в номинации «Общественная архитектура» 2018г

Площадь Израиля. Копенгаген,Дания. Реконструкция по проекту арх. группы СОВЕ, 2014г. Финалист конкурса ARCHDAILY в номинации «Общественная архитектура» 2018г.

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

66

Городская среда как система взаимосвязанных открытых пространств

Городская среда как система взаимосвязанных открытых пространств

Изображение слайда

Основные аспекты воздействия архитектуры на человека (зрителя):
Физическая форма(пространство, линии, объемы и др.);
Художественная форма (организация пространства, масштаб, пропорции, ритм);
Художественный (архитектурный)образ (выражение чувства или идеи).

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

В зависимости от роли различных форм городской среды ( открытых пространств)в жизни города, тем крупнее его материально-физическая база, составленная из набора элементарных планировочных единиц. Увеличение масштаба объекта повышает его функциональную насыщенность, усложняет композицию, насыщает элементами синтеза искусств.
Монофункциональные пространства составляют (объединяются) в более крупные системы городской среды.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Главная особенность формирования открытого городского пространства:
создание среды различной социальной активности,
объединение отдельных функциональных зон и площадок,
специализированное по назначению оборудование и характерные по обработке поверхности.
Разнообразие структурных элементов, степень сложности комбинаций, уровень организации планировочной структуры является основным признаком классификации городского интерьера.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

70

Виды городского интерьера

Характеризуются уровнем сложности объемно-планировочной организации, отвечающим их градостроительной значимости.
Городские пространства:
М естного значения;
Районного значения;
Общегородского значения.

Виды городского интерьера

Изображение слайда

Городские пространства местного значения:
Исходный элемент всех пространственных построений;
Монофункциональны ;
Включают 1-2 специализированные площадки;
Размеры – 0,5-1 га.
Перекрестки, входные группы, жилые дворы и др. элементы городской среды, акцентирующие частные фрагменты городского пространства;
Индивидуальный характер архитектурно-художественной ценности.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Городские пространства районного значения:
Формируются из 3-5 ячеек местного значения;
Многоцелевые площади крупных общественных зданий или комплексов;
Транспортная и пешеходная нагрузка
Размеры – 3-4 га.
Имеют в составе доминантные объекты (здания, памятники, сооружения).
Монотемность пространства.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Городские пространства общегородского значения:
Высший ряд в иерархии городских интерьеров;
Сложное зонирование, многообразие функций;
Состоит из 5-7 пространств местного значения;
Большие габариты пространства сложной формы;
Полицентричность, многотемность пространства.
Категории городского интерьера объединяют в один признак основные свойства:
Роль в городской среде (функциональные, образные);
Степень сложности планировочной структуры.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

77

Геометрические разновидности открытых пространств

Виды городских пространств помимо его значимости, величины, отличаются формой и геометрическим принципом объединения.
Характеристики пространств:
Локальные образования;
Линейные системы;
Система расчлененных взаимосвязанных пространств.

Геометрические разновидности открытых пространств

Изображение слайда

Локальные образования – площади, перекрестки, дворы. Объединение локальных образований формируют многообразие форм городской среды.
Линейные системы – улицы, пешеходные трассы, набережные, водные артерии. Состоят из внутриквартальных проездов и жилых улиц, улиц районного значения, пешеходных улиц, пешеходно -транспортных узлов, городских магистралей.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Формообразующим фактором линейных пространств является не столько мощность движения, сколько социально-культурный потенциал объектов системы. Напряженность пешеходного потока генерируется архитектурной привлекательностью зоны, чем определяет ее.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

Система расчлененных взаимосвязанных пространств:
специализированные территории, системы городских площадей разделенных застройкой, парками и т.д.;
с оздаются из локальных и линейных элементов, что определяет специфику восприятия.

Градостроительная типология форм городской среды

Изображение слайда

81

ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ЖКХ

Формирование комфортной городской среды — это обо всём, что окружает нас. Дворы и подъезды, лифты, водопровод, газ и электричество. Чистая вода и водоёмы, зелёные парки и безопасные детские площадки. Красивые и удобные пространства: набережные, скверы, дворы. IT-инфраструктура, дистанционные услуги. Всё это меняется для нас!

10 лучших дизайн-городов

Нацпроект «Цифровая экономика»

Проект направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан.

Формирование комфортной городской среды

Основная цель — сделать города более комфортными для жителей, повысить индекс качества городской среды. Вдвое сократить количество городов с неблагоприятной средой. Вовлечь граждан в процесс благоустройства городов, чтобы доля активного населения составляла не менее 30%.

Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

Этот федеральный проект отвечает за создание и применение механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда по всей стране.

Нацпроект «Жильё и городская среда»

Ключевая задача — повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.

Цель федерального проекта — сокращение сброса неочищенных сточных вод, расчистка участков и экологическая реабилитация водных объектов в 16 регионах, входящих в бассейн реки Волга, включая Москву и Московскую область. Всего до 2024 года будут построены или модернизированы 229 объектов очистных сооружений централизованных систем водоотведения.

Развитие городов

Уровень комфорта от проживания в городе зависит не только от наличия парков и скверов. Удобным в городе должно быть всё — от дворов и набережных до системы управления городским хозяйством. Вот инструменты и программы, которые работают на рост и развитие городов России.

Мы используем файлы Cookie, чтобы пользоваться сайтом было удобно

Close

В Оренбурге представили новый дизайн-код исторического центра города

Здесь появятся жилая застройка, социальные и культурные объекты, беговые и велосипедные дорожки, а также вывески и указатели нового формата

Фото: ATLAS

Для исторического центра Оренбурга разработали мастер-план с геоинформационной 3D-моделью и новым дизайн-кодом. Соответствующий документ (есть в распоряжении редакции) представил департамент архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области и Центр развития архитектуры и городской среды совместно с компанией ATLAS.

Читайте также:  Сделать жизнь комфортнее. Как в этом помогают национальные проекты?

Единый дизайн-код Оренбурга создан для сохранения архитектурного облика улиц города и повышения качества городской среды. Дизайн-код включает в себя свод правил и рекомендаций по проектированию стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды. Дизайн-код регулирует размещение и внешний вид, цвета и размер вывесок, рекламных конструкций, нестационарных торговых объектов, уличных кафе, а также элементов благоустройства, следует из документа.

Мастер-план включает шесть направлений развития исторического центра Оренбурга, ориентированных на повышение привлекательности для развития бизнеса, туризма и создания комфортных условий для жизни горожан:

• Жилая застройка и социальные объекты

Это направление предполагает строительство жилых кварталов на свободных территориях в историческом центре, размещение уплотнительной жилой застройки и строительство объектов социальной инфраструктуры. Новые здания будут возводится, согласно объемно-пространственному регламенту, который ограничивает их высотность с учетом контекста исторической застройки.

Уплотненная жилая застройка

Уплотненная жилая застройка

(Фото: ATLAS)

• Связанные торговые коридоры

Развитие городской коммерции и повышения разнообразия услуг подразумевает формирование торговых коридоров. Кроме того, в городе будут нестационарные торговые объекты, учитывая правила дизайн-кода.

Торговые коридоры

Торговые коридоры

(Фото: ATLAS)

• Культурно-туристическая инфраструктура

Направление включает кластерное зонирование исторического центра, модернизацию существующих и создание новых культурно-досуговых объектов, и развитие системы туристических сервисов. Также для исторического центра была разработана стратегия, которая сформирует матрицу круглогодичных и сезонных мероприятий, организацию сезонных фестивалей и небольших праздничных событий.

Пространство для культурных мероприятий

Пространство для культурных мероприятий

(Фото: ATLAS)

• Комфортные и безопасные дороги

Мастер-план предполагает реорганизацию транспортной схемы в историческом центре, развитие пешеходной и велосипедной инфраструктуры, повышение комфорта пользования общественным транспортом, а также организацию парковочного пространства.

Новые тороги

Новые тороги

(Фото: ATLAS)

• Ландшафтно-рекреационный каркас

Улучшение качества рекреации исторического центра связано с развитием системы озелененных территорий и общественно-рекреационных пространств, развития зон отдыха у воды, озеленением.

Набережная реки Урал

Набережная реки Урал

(Фото: ATLAS)

• Экология и микроклимат

Этот блок содержит планы экоревитализации прибрежной зоны реки Урал, развития системы сбора и переработки отходов, повышения уровня микроклиматического комфорта, внедрения системы очистки и повторного использования дождевых стоков.

Читате также В Суздале представили концепцию масштабного обновления города

Дизархистр продолжает работу

Приехали друзья — дизайнеры/архитекторы из Минска. Команда #дизархист снова вместе! Впереди работа в рамках проекта «Международная школа дизайна архитектурно-исторической среды: прошлое и настоящее храмовых комплексов» Уже сегодня перешли…

10 лучших дизайн-городов

  • 16.09.2015

Городской интерьер

Каждый город уникален, Париж не похож на Венецию, а Прага на Стокгольм. На открытках или фотографиях мы легко сможем отличить европейский город от американского, арабский от российского. В городской архитектуре проявляются многие национальные черты, характерные для конкретного народа и таким образом в архитектуре зашифрованы послания или коды, которые позволяют более или менее точно определить, что за город перед вами.

Глобализм несколько изменил привычную картину, и архитектура вместо следования национальным культурным традициям стала ориентироваться на мировые тренды и одно и тоже здание могло быть адаптировано под любую местность и условия, но собственное очарование городов при этом осталось прежним.

Городской интерьер — это достаточно сложное понятие, с одной стороны оно определяется как единое, цельное произведение художественной архитектуры, а с другой мы можем говорит о его многообразии и разнообразии художественных впечатлений, которые дарит среда.

Рассмотрим пример классификации городских интерьеров, построение которой основывается на принципе организации пространства и уровне градостроительной значимости:

  • элементарные пространства, включающие одну или две специализированные площадки и имеющие небольшой размер, менее одного гектара. Это могут быть небольшие курдонеры, жилые дворы, аллеи, маленькие площади, скверы. Из этих пространств собираются большие городские структуры;
  • составные образования имеют площадь в три-пять гектаров и могут состоять из нескольких элементарных пространств и крупных общественных зданий или скульптур, памятников. Эти элемент имеют уже районное значение и высокую пешеходную и транспортную нагрузку. По смыслу эти пространства подчинены композиционному центру, к примеру, одной из достопримечательностей;
  • самые крупные пространства — это городские центральные площади, они имеют многоуровневое зонирование, содержат как элементарные пространства, так и составные пространства, образующие самостоятельные зоны. Часто они имеют геометрически сложную форму, но при этом воспринимаются ка единый цельный объект.

Определение 1

Курдонер – это парадный двор, который образовывается главным корпусом выступающими боковыми корпусами или колоннадой.

Также элементы городского интерьера могут быть представлены линейными системами, то есть объектами, восприятие которых построено на последовательном прохождении определённых элементов, выстроенных согласно градостроительному принципу, а также дискретных взаимоувязанных пространств, в которых в себе объекты находятся в гармонии, образуя автономное пространство впечатлений. Совокупность линейных и дискретных пространств позволяет создать специализированные городские объекты, к примеру парковые ансамбли, жилые районы.

Пример элементарного городского пространства, один из дворов Санкт-Петербурга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Пример элементарного городского пространства, один из дворов Санкт-Петербурга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эстетика городского пространства

В городском интерьере так много элементов и все они существуют по собственным законам, что иногда кажется невозможно добиться хоть какого-то единообразия стиля или оформления.

Рассмотрим основные эстетические принципы, применяемые сегодня:

  • разнообразие воспринимается не как проблема, а как решение. Многообразие и разнообразие позволяют сделать городскую застройку интересной для пешеходов, которые передвигаются со скоростью 5 километров в час, а следовательно, это стимулирует более активную жизнь внутри города;
  • для создания единообразия используется единый городской дизайн код, его применяют для оформления объектов муниципальной собственности, к примеру остановок общественного транспорта, информационных билбордов, карт, стоек. Таким образом эти небольшие, но обязательные для города элементы создают единый стиль;
  • внимание уделяется повседневным маршрутам горожан, власти стремятся сделать их более удобными и безопасными.

Качество городской среды — это тот показатель, который позволяет оценить комфортность. безопасность и эстетичность окружающей искусственной среды. Каждый город стремится создать лучшие условия для своих жителей и гостей.

Урок 5. Городской дизайн

За предыдущие четыре урока вы узнали достаточно много о застройке городов и планировании городского пространства, транспортных коммуникациях и городской среде, разобрались, что такое «умный город» и новый урбанизм.

И уже наверняка поняли, что все это должно быть как-то оформлено, чтобы подчеркнуть функциональное значение и обеспечить комфорт использования. Вот это самое оформление как раз и есть городской дизайн. В сегодняшнем уроке мы разберем, что входит в это понятие.

Цель урока: разобраться, что такое городской дизайн, понять, из чего он складывается и каковы его основные элементы. Пройдя данный урок, вы получите представление о том, как решаются задачи городского дизайна, наружной рекламы, освещения и озеленения в разных городах и странах, и, возможно, найдете способ позаимствовать что-либо для своего города, в котором вы живете.

Содержание:

  • Что такое «городской дизайн»?
  • Городское освещение
  • Уличная реклама
  • Фасады зданий и колористика городов
  • Озеленение города
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городской дизайн».

Городское освещение

Чтобы оценить всю красоту городского пространства, его нужно увидеть. А чтобы точно увидеть и внимательно рассмотреть дома, здания, мосты, торговые центры, парки, скверы и прочее, это все должно быть хорошо освещено.

Стандарты наружного освещения для городов Российской Федерации прописаны в ГОСТ Р55706-2013[Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2014]. Нормы освещенности улиц и различных городских объектов регламентируются сводом правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение» [Минстрой РФ, 2017].

При разработке правил и стандартов учитывается все вплоть до яркости неба и угла солнца над горизонтом, отражающей способности дорожного полотна, а также контрастности объекта и загруженности той или иной зоны. Так, для освещения магистральных дорог общегородского значения применяются классы освещения от А1 до А4, для дорог районного значения – классы Б1 и Б2, для улиц местного значения – классы В1-В3.

Пешеходные зоны, площадки перед входом в торговые центры и другие объекты массового посещения, аллеи, парки, скверы, внутриквартальные проезды распределены по классам от П1 до П6 в зависимости от расположения и загруженности объекта.

Регламентирующие документы содержат множество формул, по которым производится расчет с учетом всех параметров, влияющих на освещенность. Основная суть в том, что объекты должны быть достаточно хорошо различимы в любое время суток.

Для Российской Федерации, где заметная часть территории находится за полярным кругом, да и в средней полосе зимой в 16 часов уже абсолютно темно, наружное освещение городов является актуальной темой. При этом важно соблюсти баланс.

Так, на улицах не должно быть темно, однако при этом освещение не должно быть настолько избыточным, чтобы «слепить» людей и машины на улицах, «бить» в окна вторых этажей так, чтобы не спасали даже плотные шторы, и, в принципе, доставлять какой-либо дискомфорт жителям и гостям города.

Будучи элементом городского дизайна, уличное освещение должно отвечать определенным эстетическим и функциональным требованиям, таким как высота опор, мощность излучения, способ подвода электроэнергии, тип лампы, форма и цвет светового прибора.

Кроме того, светильники должны иметь определенный класс защиты от влаги, пыли, мелких твердых частиц. Для улиц нужен класс защиты не ниже IP44, для осветительных приборов, находящихся возле фонтанов и прочих водоемов, – не ниже IP54. А в городах с очень влажным и дождливым климатом используются световые приборы с классом защиты IP65.

Именно такой минимальный класс защиты для наружного освещения указан в методических рекомендациях комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга [Администрация Санкт‑Петербурга, 2018]. В зависимости от локальных условий в Санкт-Петербурге рекомендуется устанавливать светильники с классом защиты от IP65 до IP68.

Дизайн светового прибора должен органично «вписываться» в городской дизайн. В некоторых странах это решают очень просто. Например, в США по всей стране можно увидеть однотипные светильники на улицах, дорогах, фасадах зданий, возле исторических достопримечательностей, причем многие светильники весьма «убитые», однако практичные американцы их не меняют, пока светильники светят [Д. Ходырев, А. Опалинская, 2014].

А вот в Объединенных Арабских Эмиратах на уличном освещении не экономят совсем. Там можно увидеть потрясающее разнообразие используемых световых приборов и подсветок домов, зданий, отелей, мечетей. Наилучший способ оценить все это великолепие – увидеть ночной Дубай из иллюминатора самолета:

Дубай ночью

В России «видовое разнообразие» уличного освещения тоже достаточно велико, хотя до такой роскоши пока не дотягивает даже в столице. Под каждый вид предусмотрены свои разновидности световых приборов.

Виды уличного освещения:

  • Ландшафтное – сады, парки, скверы, придомовые территории.
  • Фасадное – подсветка входа и наиболее значимых элементов декора на фасаде.
  • Архитектурное – для светового оформления памятников, скульптур и скульптурных групп, объектов исторического значения.
  • Дорожное и тротуарное – освещение проезжей части, остановок транспорта, пешеходной зоны, стоянок, парковок.
  • Специальное – освещение охраняемых объектов по периметру, подсветка запасных и аварийных выходов, пунктов пропуска на объект.

Для каждого вида уличного освещения применяют определенные разновидности светильников. Например, стандартные торшерные, настенные, подвесные, встраиваемые в асфальтное покрытие, в виде невысоких столбиков и т.д. При определенной доле креатива наружное освещение может стать элементом рекламы бренда, как это сделали в McDonald’s:

McDonald’s

и в агентстве Law & Order:

Агентство Law & Order

К слову, уличная реклама – это тоже элемент городского дизайна.

Уличная реклама

В Российской Федерации всю рекламу, в том числе уличную, регламентирует закон «О рекламе», новая редакция которого действует с 25 августа 2021 года [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2021]. Наружной рекламе и установке рекламных конструкций посвящена статья 19 данного закона. Там достаточно подробно расписано, что именно подразумевается под наружной уличной рекламой и какие рекламоносители могут быть использованы на улице.

Уличная реклама – виды рекламоносителей:

  • Щиты.
  • Стенды.
  • Электронные табло.
  • Перетяжки.
  • Строительные сетки.
  • Проекционное оборудование.
  • Стены и крыши зданий.
  • Остановки общественного транспорта.
  • Воздушные шары.
  • Аэростаты.

Таким образом, реклама может быть статичной и динамичной со сменой локации. Отдельный пункт – это реклама на транспортных средствах, что тоже является элементом городского дизайна. Рекламе на транспорте посвящен пункт 20 закона «О рекламе».

Впрочем, необходимость перемен на местном уровне осознают иногда даже раньше, чем на государственном. Так, в Рыбинске еще в 2018 году вышло распоряжение местных властей, предписывающее бизнесу заменить вывески, выполнив их в ретро-стиле так, чтобы они гармонировали с историческим обликом города [Д. Дейнека, 2020]. Местный бизнес с честью принял вызов, и сейчас стилизованные «под старину» вывески создают ощущение удивительной гармонии эпох:

Читайте также:  Госуслуги смоленской области личный кабинет войти

Рыбинск

Разумеется, рекламная индустрия не стоит на месте, и в мире можно найти намного более сложные рекламные конструкции, которые было бы сложно «вписать» в приведенный выше перечень. Например, огромная 3D-кошка, ставшая достопримечательностью Токио:

Сама по себе кошка ничего не рекламирует, однако рекламодатели активно пользуются самим фактом «захвата» внимания и размещают свою рекламу на этом же билборде, чередуя изображение кошки и показ рекламы.

Рекламодатели могут превратить уличную рекламу в самое настоящее шоу с участием зрителей, как это сделали производители питьевой воды в Марселе (Франция). Там световое шоу с мужским стриптизом транслируется на стену одного из исторических зданий, а электроэнергию для световой проекции вырабатывают сами зрители с помощью велотренажеров, из которых сделали велогенераторы электроэнергии:

По окончании сеанса мужского стриптиза восторженным зрительницам сообщают, что они сожгли 2 тысячи калорий, просто крутя педали велогенератора во время светового шоу.

Заметим, что инновации используются в наружной рекламе уже давно. Так, реклама нижнего белья Calvin Klein намокает под дождем, демонстрируя, в зависимости от погоды, разные элементы дамского гардероба:

Calvin Klein

Впрочем, оригинальную наружную рекламу можно создать и с меньшими затратами, по-новому переосмыслив традиционные рекламоносители, как это сделали производители краски натуральных оттенков:

Натуральная краска

и клейкой ленты:

Клейкая лента

Можно еще и сэкономить на материалах, вырезав из рекламного щита «лишнее» по примеру производителей краски для волос:

Краска для волос

и автомобильной сигнализации:

Автомобильная сигнализация

Можно пойти и другим путем, слегка дополнив традиционную рекламную конструкцию буквально одним элементом, как это сделали дилеры лекарства от диареи:

Лекарство от диареи

и строительного инструмента:

Строительный инструмент

а также стирального порошка:

Стиральный порошок

А еще можно превратить в рекламу обычный жилой дом, раскрасив балконы разными цветами, как это сделала IKEA:

IKEA

Как вариант, можно сделать рекламу в виде граффити там, где это не нарушает эстетику городского пространства:

Граффити Шиномонтаж

Заметим, что цветовое оформление зданий и сооружений тоже является элементом городского дизайна. И поговорим об этом подробнее.

Фасады зданий и колористика городов

Чтобы дома и прочие строения органично «вписались» в городское пространство, они должны сочетаться по цвету и стилю. В Российской Федерации балансодержатели зданий должны иметь так называемый «колористический паспорт здания» или «Паспорт колористического решения».

Наличие колористического паспорта подтверждает, что наружный цвет фасада соответствует нормативным документам, утвержденным местной властью. Ввиду того, что российские города весьма разнообразны по возрасту, специализации, оформлению и расположению, единые рекомендации для всех городов от Сочи до Воркуты разработать попросту невозможно. Поэтому колористика городов – это прерогатива местной власти.

Например, в столице Российской Федерации цвет фасадов регламентируется Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2012 N 114-ПП «О колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений» [Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, 2012]. Получить такой паспорт можно бесплатно в комитете по архитектуре и градостроительству [Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, 2021]. Паспорт колористического решения является бессрочным.

Практика регламентации цвета фасада в странах постсоветского пространства зародилась в 90-е годы прошлого столетия после развала СССР. В Советском Союзе жители наблюдали «50 оттенков серого российских городов», а всевозможные СНиПы и СанПиНы регламентировали лишь внутреннее окрашивание помещений в зданиях общественного назначения.

Так, можно встретить рекомендацию по окраске стен и потолка в школьных спортзалах такой краской, которая не будет сохранять следы от попадания мяча. Что же касается наружного цветового оформления, в те годы ограничивались нанесением штукатурки, которая, в зависимости от марки, качества и способа разведения, могла приобретать какой-либо оттенок серого.

Исключение составляли разве что школы и детские сады, где в штукатурку добавляли краситель, обычно тот, который был на складе. Уточним, что в СССР были плановая экономика и централизованное снабжение бюджетных учреждений всем необходимым из числа доступного. Для зданий детских садиков концентрация красителя была выше, а цвет ярче, школьные строения выполнялись в более сдержанной цветовой гамме.

В целом, мировая практика регулирования цветового оформления фасадов берет начало в 17-18 веках, когда города начали активно расширяться и разрастаться. Тогда на повестку дня встал вопрос, как обеспечить разнообразие и при этом гармонизировать разнообразное цветовое оформление жилых домов, лавок, магазинок, пабов, мастерских и прочих построек.

В основном, регламентирующие документы ориентировались на уже сложившиеся традиции. Так, в жарких южных странах часто окрашивали дома в белый, синий или голубой цвет. Эти цвета лучше отражают солнечные лучи, поэтому такое здание меньше нагревается. Кроме того, белила отпугивают насекомых и являются профилактикой того, что в доме заведутся москиты, скорпионы и прочая нечисть.

В странах Средиземноморья есть целые города, где дома окрашены в синий, белый или бело-голубой цвет. Это, например, Бодрум в Турции:

Бодрум в Турции

«бело-голубой город» Сиди-бу-Саид в Тунисе:

Сиди-бу-Саид в Тунисе

а еще Хускар в Испании:

Хускар в Испании

и Санторини в Греции:

Санторини в Греции

Хотя, можно встретить и другие объяснения подобных цветовых решений. Например, будто бы в Шавене в Мрокко стали красить дома в небесно-синий цвет для того, чтобы быть «ближе к небу», а следовательно, и ближе к Богу:

Шавен в Марокко

В северных странах с большим количеством пасмурных дней в году традиционно отдавали предпочтения ярким цветам фасадов. Примером могут служить яркие дома Хельсинки:

Хельсинки

дома Риги:

Рига

дома Стокгольма:

Стокгольм

или кирпично-желтые улицы Эдинбурга:

Эдинбург

К слову, если вы изучите обзор «22 реальных города со всего мира, которые выглядят, как сказочные», вы увидите, что такой «сказочный» эффект достигнут во многом благодаря цветовому оформлению фасадов зданий [fishki, 2017].

Отдельной темой является сохранение исторических зданий, в том числе их первоначального цвета. Здесь ориентиром служит «Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест», она же «Венецианская хартия» [Венецианская хартия, 1964]. В частности, пункт 6 гласит, что «всякое новое строительство, разрушение и переделки, которые могли бы изменить взаимосвязь объемов и цветовую гамму, недопустимы».

А вот что поможет защитить памятники архитектуры и город в целом от вредного воздействия окружающей среды, так это зеленые насаждения.

Озеленение города

Озеленение городов в Российской Федерации регламентируется действующим в настоящее время государственным стандартом, принятым еще во времена СССР [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 1991].

Веяния времени, имевшие место за последние три десятка лет, отражены в правилах благоустройства территорий, принятых в 2017 году [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2017]. Озеленению застраиваемых территорий посвящен раздел 9 данных правил.

Здесь содержатся общие предписания наподобие «сохранять естественное озеленение или создавать озелененные поверхности, приближенные к естественным, на дворовых территориях, вблизи фасадов домов». А также запреты высадки, к примеру, «женских экземпляров тополей и шелковиц, засоряющих территорию и воздух во время плодоношения».

Ввиду природно-климатического разнообразия территории России, единых для всех рекомендаций чего и сколько сажать не может быть в принципе. Правила озеленения и благоустройства принимаются на местном уровне, а минимально допустимой нормой озеленения считается 5 квадратных метров зеленых насаждений так называемого «общего пользования» на человека.

Нормы озеленения города могут очень сильно варьироваться в зависимости от статуса (районный или областной центр), специализации (промышленный, курортный, наукоград), размера территории, плотности застройки и прочих факторов. Для мегаполисов и в частности для Москвы применяются сниженные нормы ввиду того, что там попросту негде разместить больше количество зеленых насаждений [ЦИАН, 2017]:

Таблица «Озеленение, площади зеленых насаждений»

Впрочем, примеры успешного озеленения городов-миллионников существуют. Так, город Куритиба (Бразилия) с населением почти 2 миллиона человек претендует на статус самого зеленого и экологически благополучного в мире.

Сэкономить место для высадки многочисленных парков и скверов удалось, «пересадив» почти 80% населения с личных авто на общественный транспорт. Причем в Куритибе это, в основном, электротранспорт. Таким образом, потребность в гаражах, парковках и стоянках заметно снизилась, и освободившиеся площади засадили деревьями и кустарниками. А практически полное отсутствие автотранспорта избавляет город от выхлопных газов и загрязнения, что делает его экологически благополучным.

Кроме того, город освободил значительную часть площадей, избавившись от мусорных свалок, коих в 70-е годы прошлого столетия было превеликое множество. Граждан мотивировали к раздельному сбору мусора и биологических отходов выдачей бесплатных билетов на общественный транспорт и пластиковых карточек, которые можно обменять на наборы овощей и фруктов.

Подсчитано, что за короткое время с момента старта программы в беднейших районах города жители поменяли 11 тысяч тонн мусора на миллион автобусных билетов и более тонны овощей и фруктов [М. Скляревская, 2014]. Фактически, это «внутренние деньги» Куритибы, которые можно заработать, собирая, сортируя и сдавая мусор, и потратить их целевым образом на транспорт и продукты.

Насколько этот опыт мог бы пригодиться у нас? Напомним, что в России с начала 2021 года совершенно серьезно обсуждается возможность адресной продуктовой помощи нуждающимся семьям, и у этой идеи все больше сторонников [А. Лесных, 2021]. Учитывая, что спрос на бесплатные продукты есть, а проблема мусора во многих городах Российской Федерации стоит достаточно остро, опыт Куритибы вполне можно было бы адаптировать к нашим российским реалиям.

Завершая тему городского дизайна, обратим ваше внимание, что тема озеленения городов всегда обсуждается в контексте благоустройства, которое невозможно без личной заинтересованности и участия горожан. И в целом городской дизайн в понимании комфортной и функциональной предметно-пространственной среды теряет смысл, если всюду будут горы мусора и разбитые дороги.

Проблема дорог актуальна не только в России. Иногда на ремонт дорожного покрытия не хватает денег даже у благополучных и живущих намного лучше нас немцев. Муниципалитет Нидерциммерн (Германия) нашел оригинальный выход из ситуации, устроив… распродажу выбоин на дорогах [lenta.ru, 2010].

Яму на дороге можно было купить за 50 евро, а в обмен горожане получили возможность «увековечиться» в истории Нидерциммерна. Для всех были изготовлены именные таблички участников акции с тем, чтобы в ходе ремонта «вмонтировать» их в дорожное полотно:

Нидерциммерн, таблички

Всего таким способом было продано 257 выбоин на дорогах. Окончание акции отметили грандиозным фестивалем с живой музыкой, алкоголем и закусками [Niederzimmern, 2010]. У нас в России такого «добра», как выбоины на дорогах, заметно больше в любом населенном пункте, а живую музыку, алкоголь и закуски россияне традиционно приветствуют. Так что этот опыт тоже вполне можно попробовать перенять.

Больше интересных мыслей на тему «Благоустройство и участие в этом жителей города» вы найдете в интервью урбаниста Аркадия Гершмана [Эхо Москвы, 2021]. По теме урока в целом можем дополнительно рекомендовать книгу «Дизайн и оборудование городской среды» [В. Покатаев, С. Михеев, 2012].

Для интересующихся темой уличного освещения и рекламы будет интересна книга «Световой дизайн города» [Н. Щепетков, 2006]. Конечно, технические возможности за прошедшее со времени издания книги время ушли вперед, однако базовые основы светоурбанистического проектирования и светового моделирования знать всегда полезно.

Итак, времена меняются, меняются традиции и наполнение понятия «городской дизайн». Сегодня недостаточно просто построить дом и посадить дерево. Нужно еще получить землеотвод, согласовать проект и другие документы на дом, в том числе колористический паспорт, и получить разрешение на высадку конкретного вида дерева в конкретном месте.

Хорошо это или плохо? В любом случае, при нынешних темпах роста городского населения в мире определенное внешнее регулирование необходимо. Поэтому важно понимать, что такое городской дизайн, из чего он складывается и каковы его основные элементы. А чтобы убедиться, что вы разобрались в теме, рекомендуем пройти проверочный тест.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее обсудим типы жилых домов и специфику управления жилым фондом.

4 Городское пространство6 Жилой фонд →

Примечания


1. “Для каждого, заранее предписанного переживания человека, можно рассчитать и задумать соответствующие размеры и форму пространства, причем здесь играют роль не только протяженность и характер ограждения, но и протяженность и характер раскрытия ограждения” — Дж. Саймондс [с. 12].


2. Гинзбург М.Я. [33, с. 53].


3. Бунин А.В. [22, с. 155].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *